Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Белый тигр



Популярные статьи
Морфий
Кочегар
Утомленные солнцем-2
Стиляги









Белый тигр. Рецензия.

Что за фильм Россия выдвинула на Оскара?

Белый тигр
Продолжительность: 104 мин.
Жанр: Военная драма, мистика
Режиссер:Карен шахназаров

Сценаристы: Александр Бородянский, Карен Шахназаров, Илья Бояшов

Оператор: Александр Кузнецов, Алик Тагиров
Композиторы: Юрий Потеенко, Константин Шевелев
Художник: Сергей Февралев, Ирина Очина, Дмитрий Андреев

Продюсеры: Карен Шахназаров, Галина Шадур
Год выпуска: 2012

Актеры: Алексей Вертков,Виталий Кищенко,Валерий Гришко,
Дмитрий Быковский-Ромашов,Герасим Архипов,Александр Вахов,Виталий Дорджиев,Владимир Ильин,Карл Кранцковски,Кристиан Редль.



Всем известно, что в славном городе Тула любой набор деталей, вынесенных с любого завода, в процессе сборки превращается в автомат Калашникова.
Нечто подобное с некоторых пор наблюдается и в нашем кино.
Меняются фамилии маститых режиссеров, меняются сценаристы, жанры, тематика, а на выходе всегда беспощадное к чаяниям зрителя авторское кино. Хотя, в случае с шахназаровским «Белым тигром», как говориться, ничего не предвещало…


А начиналось все «за здравие». Успешный руководитель огромного киноконцерна, в недалеком прошлом – небесталанный режиссер Карен Шахназаров, получил от государства десять миллионов долларов на съемку патриотического фильма о Великой Отечественной войне.

Вероятно, лавры михалковского «Утомленные солнцем-2» Карена Георгиевича прельщали не очень, и он решил снять что-то заведомо более удобоваримое, более интригующее.
Как тут не вспомнить неожиданный успех фильма «Мы из будущего». Война плюс мистика-фантастика, получается то, что доктор прописал.

Кадр из фильма Белый тигр
Кадр из фильма "Белый тигр"
Только этими соображениями я могу объяснить тот факт, что режиссер при выборе сценария остановил свое внимание на весьма неоднозначной повести Ильи Бояшова «Танкист».
Ну да ладно… Военная драма, мистика. Вполне подходящие ингредиенты для хорошего жанрового кино, правила которого, вроде бы, давно всем известны.

Именно с намерением посмотреть захватывающую, леденящую кровь историю я и пришел в зрительный зал.
Уже в самом начале картины тайны и загадки пошли бодрым косяком. Найденный на поле боя танкист с 90% ожогом тела вдруг стремительно выздоровел на глазах у врачей, продемонстрировав скорость регенерации тканей доступную ранее только фантомам океана «Соляриса» из одноименного фильма Тарковского. Одновременно он потерял память и приобрел сверхестественную способность телепатически разговаривать с танками.

Белый тигр
Белый тигр
Тут же мы узнаем, что в прифронтовой полосе действует какой-то загадочный «Белый тигр». Он появляется ниоткуда и исчезает в никуда, жестоко расстреливая и сжигая все, что попадается на его пути.

В этот момент у меня в голове начали рождаться первые сомнения. Ведь золотое правило подобных историй гласит, что фантастическое допущение должно быть одно.
В фильме «Мы из будущего» это необъяснимый перенос героев во времени. В фильме «Дрожь земли» - вымышленное существо, похожее на огромного червя, которое перемещается под землей с огромной скоростью и пожирает людей. Везде - один фантастический элемент, на который наматывается сюжет из жизненных реалий.

Одно дело, когда неведомой мистической силе противостоит простой человек со всеми его слабостями, и совсем другое, когда этот человек сам обладает неслабыми способностями. Будет ли зритель переживать за героя, который наперед знает все ходы своего противника?

Но эти мои сомнения были на время отодвинуты развивающейся интригой.
Вернувшемуся из госпиталя на фронт танкисту командование поручает уничтожить этот непобедимый немецкий танк, и выделяет ему новейший экспериментальный Т-34.
Начинается противостояние. А это лучшее средство от скуки.

Как и положено, первая стычка с мистическим «Тигром» заканчивается поражением главного героя. Бронированный монстр уничтожил один из наших танков вместе с экипажем и исчез в топи болот.

Второе боестолкновение должно было закончиться победой нашего танкиста. Но вмешался несчастный случай. Переезжая овраг, Т-34 черпанул пушкой землю, что привело к разрыву снаряда в стволе и выходу из строя танкового орудия.
Воспользовавшись моментом, «Белый тигр» смог и на этот раз выйти сухим из воды.
Напряжение нарастало, и зритель с нетерпением ждал третьего боя, где главный герой – по закону жанра – одержит заслуженную победу.

Белый тигр
Кадр из фильма "Белый тигр"
Но тут произошло что-то необъяснимое. История противостояния танкиста и «Белого тигра» в этом месте фильма(на 74 минуте) закончилась. Мистическая драма, не найдя своего завершения, трансформировалась во что-то бесформенное, бессвязное и маловразумительное.

Перед глазами зрителей проходили кадры подписания Жуковым мирного договора. Какие-то новые герои заводили в кадре философские разговоры, не имеющие никакого отношения к тому, что мы видели раньше. И как апофеоз – монолог Гитлера, как бы, подводящий итог Второй мировой войны…

Что это? Почему? Зачем? Знает ли ответ на эти вопросы сам режиссер? Ну почему нельзя было сделать обыкновенный жанровый фильм? По тем самым правилам, о которых Шахназарову наверняка рассказывали педагоги во ВГИКе.

В последних кадрах мы, наконец, видим нашего героя. Танкист сообщает зрителям, что «Белый тигр» где-то затаился, и что война не закончится, пока его не сжечь. А дальше… финальные титры.

Меньше всего мне хочется думать, что подобная концовка есть намек на «Белого тигра – 2», который нам предстоит увидеть в недалеком будущем.

Скорее всего, в какой-то момент фильма Шахназаров решил, что просто жанровая картина – это слишком мелко для него. Что нельзя тему войны сводить к погоням и приключениям. Надо ведь подгружать зрителя еще и «сурьезными» мыслями.

Собственно, этот самый прием – когда фабула не имеет развязки, а повисает в воздухе – хорошо известен в артхаусе. Вспомнить хотя бы фильм «Возращение» Звягинцева. Но там независимо от фабулы развивалась еще и «тема». Взаимоотношения отца и сына. Фабула прерывается, мы не находим ответа, зачем папанька затащил на остров своих сыновей и что там все время искал. Но тема имеет образный финал в виде затонувшей вместе с отцом лодки.

Попытка же пристроить к фильму, который 74 минуты развивался по законам приключенческого жанра, 26 минутный артхаусный хвост - закончилась рождением очередного генетически модифицированного монстра.

Понять и объяснить такой кульбит мной уважаемого Карена Георгиевича - не представляется возможным.

На этой минорной ноте можно было закончить рассказ о «Белом тигре». В конце концов, ошибки и неудачи бывают даже у гениев.

Вот только история с выдвижением фильма на Оскара снова всколыхнула мою душу своим безмерным свинством и бесстыдной решимостью присосавшихся к кормушке деятелей искусства целовать начальство ниже спины, не обращая внимания на то, как это выглядит со стороны.
А может быть, им просто на нас наплевать?


Оценка: 5 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова