Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Дуэлянт" рецензия



Популярные статьи
Страна ОЗ
Кочегар
Находка
Стиляги










Фильм "Дуэлянт" рецензия


Фильм Дуэлянт
Продолжительность: 110 мин.
Жанр: драма

Режиссер:Алексей Мизгирёв

Сценаристы: Алексей Мизгирёв

Оператор: Максим Осадчий
Композитор: Игорь Вдовин
Художник: Андрей Понкратов, Татьяна Патрахальцева, Николай Рябцев

Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Наталия Горина
Год выпуска: 2016

Актеры: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке, Сергей Гармаш, Павел Табаков, Юрий Колокольников, Александр Яценко, Юрий Кузнецов


Не могу сказать, что предыдущие фильмы Алексея Мизгирева («Конвой», «Бубен, барабан», «Кремень») произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самобытность режиссера, без сомнения, сквозила в них как зимние ветра над Землей Франца-Иосифа.
Что может получиться, если такой апологет жесткого авторского кино вдруг возьмется за съемки жанрового мейнстрима, да еще в декорациях XIX века?


Сценарий «Дуэлянта», как, впрочем, и сценарии остальных своих фильмов, Алексей Мизгирев написал собственноручно.
Дальше, вроде бы, напрашивается пассаж про то, что история, рассказанная автором, переносит нас в столицу Российской империи 1800-какого-то года. Но, увы, сходство пейзажей с Петербургскими следует считать здесь случайными. Действие фильма происходит, скорее, на вымышленной планете, где царят неведомые нам законы, где поступки героев сообразуются с какой-то неподвластной нашему уму логикой.

Фильм Дуэлянт
Петр Федоров в роли Яковлева(слева)
Подло лишенный дворянства и сосланный солдатом на Алеутские острова Колычев (Петр Федоров) возвращается в столицу под личиной отставного офицера Яковлева. Его цель – заработать денег для того, чтобы дать взятку и восстановить свое попранное дворянство.

Но дворянство это необходимо Колычеву не потому, что оно дорого ему как память. Он хочет вызвать на дуэль и отправить к праотцам виновника всех своих бед – подлого графа Беклемишева (Владимир Машков). Ведь драться на дуэли, в соответствие с дуэльным кодексом, могут между собой только дворяне.

И вот Колычев, он же Яковлев, находит самый подходящий для своего благородного происхождения способ заработка. С помощью посредника он берет деньги за убийство на дуэли тех людей, на которых ему будет указано таинственным заказчиком. То есть, по существу, оказывает услуги киллера.

Это мне чем-то напомнило историю путаны, которая, собирая деньги на операцию по возвращению своей утраченной девственности, перетрахалась со всем городом.
Мотивы поступков других персонажей у Мизгирева не менее экзотичны.

Фильм Дуэлянт
Юлия Хлынина(княгиня) и Владимир Машков(Беклемишев)
Например, граф Беклемишев для того, чтобы покорить сердце приглянувшейся ему красотки, зачем-то убивает ее брата, который чинил препятствия на этом пути. С одной стороны, вроде бы, устранение помехи. С другой, на какую взаимность можно дальше рассчитывать?

Подобных «почему» и «зачем» в фильме Мизгирева десятки. Поэтому зрителям, дружащим с логикой, смотреть «Дуэлянта» не рекомендуется.

Говорят, там за океаном в пресловутом Голливуде сейчас в чести у продюсеров теория 11-и минутных секвенций.

Какие-то психологи, изучая особенности восприятия кинофильмов, пришли к выводу, что большинство современных зрителей способно прослеживать логическую взаимосвязь событий на отрезке не более 11 минут. Поэтому требования непротиворечивости поступков героев стали предъявляться не ко всему фильму, как это было раньше, а только к этим 11-и минутным кусочкам-секвенциям. В то же время на сбои логики между секвенциями продюсеры махнули рукой. Никто кроме интеллектуалов их все равно не заметит, а интеллектуалы в кинотеатры давно не ходят.

Вполне возможно, что продюсер «Дуэлянта» Александр Роднянский решил опробовать этот новый подход на нашем российском зрителе.

Однако несоответствие историческим реалиям, противоречивость мотивов персонажей, условность их характеров не исчерпывают всех слабостей сценария. К ним следует добавить и полное отсутствие на горизонте положительных героев, способных вызывать у зрителя хотя бы минимальное сочувствие. Весь мир блистательного Санкт-Петербурга в фильме "Дуэлянт" выглядит сборищем трусов, мерзавцев и моральных уродов. Что еще и усилено к тому же зрительным рядом, который довольно искусно создал оператор фильма – Максим Осадчий.

Спору нет, картинка выглядит дорого, но петь дифирамбы оператору или художнику желания почему-то не возникает. В конце концов, главная задача изобразительного ряда - работать на главную идею фильма. Но в «Дуэлянте» месседж получился настолько кривым и противоречивым, что все старания творческой группы его, как говорится, «развить и углубить» - были обречены на изначальную бессмысленность.

В полной мере это относится и к актерской игре. Как сделать из плоских комиксных героев, по большей части лишенных даже биографий, хоть какое-то подобие живых людей? Даже такому зубру, как Машков, подобный подвиг не по силам.

Не могу удержаться от соблазна сказать несколько недобрых слов о притянутой за уши любовной линии в «Дуэлянте». Слово «любовная», к сожалению, здесь нужно взять в кавычки. Потому что более безвкусной манеры подачи всех этих амурных дел в российском кино нужно еще поискать. А сцена совокупления в карете своей нелепостью почти дотягивает до михалковской «покажисиську» в «Утомленных слнцем-2».

Но что я все ворчу, да ворчу! Ведь есть, наверное, вещи, за которые фильм "Дуэлянт" можно похвалить?

Во-первых, это красивая, стильная картинка и хороший звук. Очень здорово, что наши кинематографисты научились делать хотя бы это.
Во-вторых, достаточно бодрая динамика повествования, не дающая зрителям заснуть в своих креслах. Большие пистолеты, брызги крови… Все как полагается.
В-третьих, … Да, пожалуй, и все.

То есть, если смотреть новый фильм Мизгирева не как осмысленную историю, а как поток сознания, не вникая в логику событий, то, вероятно, можно получить удовольствие и от него.




Оценка фильма "Дуэлянт": 4 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков













Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова