Похоже, мода переснимать культовые советские фильмы не собирается идти на спад. Да, и с какой стати, если блаженная муза капитализма - статистика говорит нам о том, что подобным проектам гарантирован повышенный интерес зрителя?
Изгалялись режиссеры и продюсеры над нашей классикой по-всякому. Повторяли старое произведение практически слово в слово («А зори здесь тихие»). Пробовали замутить продолжение полюбившейся всем истории («Ирония судьбы»). Выпускали ремейки с импровизацией на тему («Джентльмены удачи»).
И вот теперь, окрыленный успехом своего последнего фильма «Легенда №17» режиссер Николай Лебедев, решил снять то ли ремейк, то ли оригинальную историю со знакомым до боли названием «Экипаж».
Еще до премьеры нового «Экипажа» его авторы начали упорно открещиваться от легендарного фильма Александра Митты, утверждая, что их творение не имеет с ним ничего общего.
Разумеется, это было лукавство. Кроме названия у этих двух фильмов есть немало точек пересечения.
Во-первых, они структурно похожи. И тот, и другой разбит на две части: жизнь персонажей на земле и их приключения в воздухе. Но если «Экипаж» Митты можно, по существу, назвать мелодрамой, где большая часть истории посвящена житейским проблемам героев и их личным отношениям, то у Лебедева эта первая часть сжата до предела, превращена почти в формальность для того, чтобы основной акцент сделать на атрибутах героического фильма-катастрофы.
Главный герой – молодой военный летчик Алексей Гущин (Данила Козловский), сочетающий в себе идеализм и принципиальность, рубящий правду-матку по поводу и без. «У него вместо рук – крылья», так характеризуют нашего героя коллеги.
|
Данила Козловский в роли Алексея Гущина |
Попав на перегруженном военно-транспортном самолете в сильнейшую грозу, Гущин принимает решение облегчить борт и сбрасывает вниз не контейнер с новогодними подарками детдомовским детям, как этого требовал большой начальник, а начальственный новенький джип.
Вот такой он современный Деточкин.
Дальше скандал, увольнение из армии, возвращение в Москву.
Отец Гущина – известный авиаконструктор – с большим трудом устраивает его в небольшую авиакомпанию стажером.
Но сначала Гущин проходит проверку на тренажере. Здесь и происходит его встреча со своим будущим командиром Леонидом Зинченко (Владимир Машков). Суровым, строгим, но справедливым. Зинченко поначалу раздражает самоуверенность и легкое раздолбайство стажера. Но, заметив хорошие профессиональные навыки пилота, он принимает Гущина в свой экипаж.
|
Владимир Машков в роли Леонида Зинченко |
Конечно, наш герой, пересев с военного транспортника на гражданский борт, управляет им как Бог. Без всякого там переучивания и прочей чепухи, сопутствующей переходу пилота на новый тип самолета. Но это цветочки по сравнению с тем, что начнется в фильме чуть позже.
Поэтому я сразу предупреждаю, соотносить рассказанную Лебедевым историю с авиационной реальностью решительно не рекомендуется. Лучше воспринимать все это как безбрежное, отвязное фэнтези.
Уже с первых дней работы нового экипажа между стажером и командиром начинает развиваться конфликт. Слишком уж молодой летчик прямолинеен и несдержан.
Например, вместо того, чтобы сгладить инцидент с разбушевавшимся на борту хамоватым вип-пассажиром, Гущин ввязывается в драку и наносит ущерб депутатской физиономии. Слуга народа возмущен, и месть его обещает быть страшной.
Более опытный и рассудительный Зинченко, вроде бы, в глубине души солидарен со своим подчиненным, но искренне возмущен его безрассудностью.
Вероятно, авторы сценария нового «Экипажа» прочли в умных книжках, что в каждой сцене фильма должен присутствовать конфликт. И решили следовать этому правилу неукоснительно. Для этого пришлось во многих местах высасывать противоречия из пальца.
Вот, например, сцена посадки в каком-то африканском аэропорту. В стране только что произошел военный переворот, и нашему экипажу поручено вывезти оттуда всех российских граждан. Но на борт пытаются подняться и коренные жители этой страны, бегущие от хунты, путь которым преграждают вооруженные до зубов люди.
Стажер, конечно, не может с этим смириться, он требует от командира «что-нибудь» сделать. Хотя бы позвонить в российское посольство.
Однако Зинченко резонно замечает, что ни он, ни российское посольство не может заступаться за чужих граждан. Нужно взять россиян на борт и поскорее убираться восвояси. Но Гущин не унимается. Устраивает на ровном месте истерику, ничего конкретного не предлагая. Глупость несусветная, но конфликт организован, сцена сделана.
|
Агне Грудите в роли Александры |
Примерно такая же петрушка и в развитии любовной линии. Пассия Гущина – второй пилот Александра – неприступная красавица с феминистскими замашками. А поскольку ее возлюбленный позволяет время от времени сексистские высказывания, у них на этой почве происходят постоянные стычки в стилистике мексиканского сериала «Богатые тоже плачут».
Особенно разочаровывают эротические сцены, которые даже на фоне фильма Митты 35 летней давности смотрятся незатейливо и малосимпатично.
То есть во всем, что происходит в первой части фильма, ощущается какая-то скомканность и схематичность.
Но вот все наши герои летят в какую-то далекую страну, чтобы спасти соотечественников, ставших заложниками разбушевавшейся стихии. С чего и начинается вторая – приключенческая часть картины.
Опять мы видим извержение вулкана, опять раскаленной потоки лавы, грозящие уничтожить аэропорт и всех тех, кто в нем находится.
Боже, неужели трудно придумать что-то другое? Мало того, что эти заимствования из старого «Экипажа» смотрятся как заезженное клише, но они еще делают предсказуемым дальнейшее развитие сюжета.
Но в целом, вторая часть смотрится бодро. Потому как все кругом горит, рушится, трещит, падает, взрывается. Крики стоны... Все как положено. Не то, чтобы захватывало сильно, но, по крайней мере, не скучно.
Ну, а когда наши герои чудом поднимаются в воздух на двух самолетах, начинается то, ради чего этот фильм и снимался. А именно, феерия авиационных приключений.
Как говорится, понеслась душа по кочкам!
У одного самолета отказывает двигатель. У другого - вытекает горючее, и он вот-вот упадет в океан.
В этот момент у Гущина возникает гениальная идея – переправить пассажиров с одного самолета в другой по тросу. Всякую чушь приходилось видеть в подобного рода картинах, но до такого еще никто не смог додуматься. Хоть в чем-то мы утерли нос Голливуду.
Но больше всего мне понравилась предшествующая сцена.
Голосование среди пассажиров по поводу того, пытаться ли спасти людей из соседнего самолета с риском для своей жизни, или спокойно лететь домой, не подвергая себя опасности…
Этот момент говорит о том, что и русскому человеку не чужды идеалы демократии. Душа переполняется гордостью за своих соотечественников.
Единственная маленькая претензия – голосование нужно было проводить тайное. При открытом могли наблюдаться попытки нажима на свободное волеизъявление.
Также любопытен эпизод, в котором первую партию людей переправляют на корзине по канату на другой самолет, и никто не знает, чем это все закончится, ведь до них этого никто не делал.
Как вы думаете, кого отправили в первой партии? Конечно, женщин и детей!
Дальше по законам жанра препятствия стали сыпаться на головы героев по нарастающей. Единственный двигатель самолета дымит и готов в любую секунду накрыться медным тазом. Горючее кончается. На аэродроме, куда они должны приземлиться, бушует гроза. Фюзеляж трясется, молнии сверкают, женщины орут благим матом. Но этого мало. Не выпускается стойка шасси.
В этот момент я давал руку на отсечение, что дальше не выйдут закрылки, остановится двигатель, в самолет попадет молния, посадочная полоса покроется трещинами по причине неожиданного землетрясения… Но, слава Богу, авторы решили на этом остановиться.
Гущин единолично сажает самолет (командир ранен), пассажиры спасены, Александра бросается ему на шею, позабыв прошлые обиды. Хэппи энд, как и полагается!
В результате, имеем достаточно динамичный фильм-катастрофу с несколько затянутой и формальной вводной частью, с большой долей заимствований из старого «Экипажа» Митты.
Массовому зрителю должен понравиться.
Оценка фильма "Экипаж":
6,5 (по 10-бальной системе)