Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Экстаз" рецензия



Популярные статьи
Страна ОЗ
Кочегар
Находка
Стиляги










Фильм "Экстаз" рецензия


Экстаз
Продолжительность: 95 мин.
Жанр: авторское кино

Режиссер:Гаспар Ноэ

Сценаристы: Гаспар Ноэ

Оператор: Бенуа Деби
Композитор: -
Продюсеры: Брагим Шиуа, Ришар Гранпьер, Венсан Мараваль
Год выпуска: 2018

Актеры: София Бутелла, Ромен Гийермик, Сухейла Якуб, Смайл Кидди


Редко хожу на фильмы о наркотиках и наркоманах по причине их чрезвычайной смысловой однообразности. Пили, ели, веселились, а проснулись - прослезились. Вот, собственно, и весь их положняковый сюжет. Но в данном случае, интересная операторская работа, подмеченная в трейлере, и некий ореол артхаусности вокруг фигуры режиссера Гаспара Ноэ побудили меня сделать исключение.

Фильм Экстаз
Экстаз
Действие фильма от начала и до конца происходит в одном единственном здании, отделенном от цивилизации зимним лесом. Танцоры в поте лица репетируют постановку, с которой им предстоит объехать всю Америку, а вечерком устраивают расколбас, так сказать, для души.
Музыка, танцы, веселье, сангрия…

Но кто мог ожидать, что в слабоалкогольный напиток какой-то злоумышленник подмешает наркотик ЛСД.
И тут началось…

Вполне адекватные совсем недавно люди потихоньку стали превращаться в агрессивных, непредсказуемых животных, а пространство и время сворачиваться в трубку, принимая самые что ни на есть неэвклидовые, мать их, формы.

Потерявшие человеческий облик персонажи тряслись в кадре в нелепых конвульсиях, набрасывались друг на друга с кулаками по малейшему поводу, закатывали истерики, кричали, визжали, мочились прямо себе под ноги, не прерывая танцевальных па.

По всей видимости, режиссер задался целью ввести зрителей в состояние, близкое к тому, в котором находились герои его фильма. Дать возможность каждому прочувствовать весь драйв и ужас душевного апокалипсиса.

Надо сказать, что ему это удалось. И здесь нельзя не отметить великолепную работу оператора Бенуа Деби, который, используя весь арсенал выразительных средств, создал визуально достоверный образ съехавшей с катушек вечеринки. Тут и постоянное замысловатое движение камеры, смелые ракурсы, активно применяемая верхняя точка съемки, красная подсветка танцзала, предающая пространству сходство с адом. А хорошо подобранная музыка и выверенный темпоритм буквально гипнотически втягивают зрителя в это блевотно-кровавое действо.

Фильм Экстаз
Фильм Экстаз
Да, наркотический угар показан смачно, со знанием дела. Однако в конце фильма возникает вопрос, а зачем все это? В чем, собственно, состоит месседж, который хотел донести до нас Гаспар Ноэ?

Но поскольку финал истории практически однозначен - прибывшие утром блюстители порядка обнаруживают в танцевальном зале перемазанных в крови, еще не успевших прейти в себя людей, лежащих на полу вперемешку с трупами. Подавленных и ошарашенных происшедшим. - то сам собой напрашивается тот самый банальный вывод, который и так понятен любому нормальному человеку: наркотики это зло!

Вероятно, и сам режиссер понимал, что вещать подобные самоочевидные истины в ХХI веке - не есть гуд. Поэтому предпринял титанические усилия, для того чтобы максимально закамуфлировать свое отношение к происходящим на экране событиям. Он, как бы, показывает нам кусочек неотредактированной, непричесанной жизни и предоставляет право самим делать какие-то выводы.

В фильме «Экстаз» нет как такового сюжета, нет главного героя, нет драматического конфликта, а, соответственно, и его развязки. То есть отсутствуют основные смыслообразующие структуры.

Но, увы, все старания режиссера уйти от назидательности если и имели успех, то очень и очень частичный. Помните известную фразу про Глокую кудру, которая штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка? Вот так же в кинематографе, смысл истории проявляется и без разрешения главного конфликта, и без арки главного героя.

В финале «Экстаза» Гаспар Ноэ, понимая, что фильм все равно превращается в плакат, посвященный борьбе с наркоманией, идет на крайние меры. Он вставляет кадр, в котором одна из героинь закапывает себе в глаз новую порцию наркотика и уплывает в сладостный, сказочный мир грез. Что вступает в противоречие с главным месседжем истории.

Но даже этот прием, как мне кажется, не дает нужного результата. Зритель воспринимает его как некую помарку на пути к постижению смысла увиденного и сдувает, как светлую пылинку с черного смокинга.

Много говориться о глубокой образности фильма «Экстаз», о каких-то подтекстах и полунамеках. Но с этой тоской зрения я вряд ли готов согласиться. Вся образность Гаспара Ноэ в «Экстазе» подобна фиге в кармане. Если взять лупу, то на 325-й секунде в верхнем правом углу кадра можно рассмотреть … А, значит, он имел в виду…

Например, кто-то из критиков заметил, что меньше всего в итоге пострадали те персонажи фильма, которые ушли с танцпола заниматься любовью. Следовательно, режиссер нам хочет сказать, что секс спасет мир.

Но увольте меня от таких наблюдений и умозаключений.

Подведем же итог вышесказанному.
Новый фильм Гаспара Ноэ «Экстаз» провакационен, обладает сильной энергетикой, вызывает эмоции, кстати сказать, не всегда приятные. И будет благосклонно воспринят теми зрителями, которых не отпугивает смысловая предсказуемость и нервозная атмосфера действа.




Оценка фильма "Экстаз": 6 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков









Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова