Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Находка" рецензия



Популярные статьи
Груз 200
Кочегар
Утомленные солнцем-2
Стиляги










Фильм "Находка" рецензия


Солнечный удар
Продолжительность: 98 мин.
Жанр: драма

Режиссер:Виктор Демент

Сценаристы: Виктор Демент

Оператор: Андрей Найденов
Композитор: Пану Аалтио
Художник: Герман Зарянкин, Анна Бартули, Павел Гришин

Продюсеры: Наталия Будкина, Дмитрий Клепацкий, Елена Закутняя
Год выпуска: 2015

Актеры: Алексей Гуськов, Надежда Маркина, Анастасия Шевелёва, Валерий Смирнов, Мария Сокова, Егор Харламов...


3 декабря 2015 года на российские экраны вышел фильм известного теледокументалиста и театрального режиссера Виктора Демента «Находка», снятый по мотивам повести Владимира Тендрякова. Уже одно то, что произведение, положенное в основу сценария, было опубликовано в далеком 1965 году, может вызвать у части зрителей что-то вроде немого вопроса во взгляде. Неужели существуют темы и сюжеты, которые не потеряли с тех пор своей актуальности? Неужели картина, затрагивающая наисерьезнейшие вопросы морали и нравственности, способна в нашем прокате сделать хоть какие-нибудь сборы?


Дмитрий Клепацкий на премьере фильма Находка
Дмитрий Клепацкий
на премьере фильма "Находка"

На премьерный показ фильма «Находка» в киноцентре «Родина» прибыла творческая группа, состоящая из продюсера Дмитрия Клепацкого в единственном числе.

Режиссер Виктор Демент, к сожалению, в последний момент заболел и не смог приехать в наш славный город на Неве.

В откровенном разговоре с журналистами и немногочисленными зрителями, собравшимися на первый просмотр картины, Дмитрий Клепацкий поведал немало любопытных фактов и о съемочном процессе, который проходил в окрестностях города Медвежьегорска(Карелия), и о планах проката своего детища, призванных вернуть и преумножить затраченные деньги.

Но об этом несколько позже. Сначала поговорим о самом фильме.

Главный герой - инспектор рыбнадзора Трофим Русанов, которого играет Алексей Гуськов, уверен, что каждого нарушителя следует беспощадно карать в соответствие с буквой закона или даже строже. Что кругом одно ворье, которому только дай волю, и от природных богатств страны ничего не останется.

Жесткой рукой он наводит порядок в своем хозяйстве каждым действием, преумножая ненависть к себе односельчан.

Кадр из фильма Находка
Алексей Гуськов в роли Трофима Русанова.

После очередного столкновения с браконьерами он остается один в тайге на берегу замерзающего озера. Без лодки, без еды в десятках километров от жилья. Ему предстоит нелегкий, грозящий различными опасностями путь домой.

Но, встретив по пути рыбацкую избушку, он обнаруживает в ней новорожденного младенца, брошенного на произвол судьбы какой-то неадекватной мамашей. Оставить ребенка в избушке это все равно, что обречь его на смерть. Но хватит ли сил вынести малютку к людям?

Утро встречает рыбнадзора еще одним сюрпризом. Выпал первый снег, сделавший и без того утомительный маршрут непосильным. Но Трофим Русанов не сдается. Бредет сквозь заснеженную тайгу, прижимая к своей груди закутанного в одеяло младенца. Проваливается в воду, кувырком слетает со склонов, ночует в лесу у костра. А добравшись до первого жилья, падает у самой двери без сил.

Вот только ребенок таких испытаний не вынес. Умер.
Теперь рыбнадзор обуреваем только одним желанием, найти суку, которая бросила своего ребенка в тайге на погибель. Найти и пристрелить. Потому что представители местной власти, похоже, предпочитают спустить это дело на тормозах.
Но закончилось все не так, как предполагал Трофим Русанов. Финал переворачивает его взгляды на жизнь.

Кадр из фильма Находка

Авторы фильма «Находка» показали нам, по-существу, библейскую историю. О том, как из зла рождается добро. А из ненависти – прощение. Месседж картины читается и имеет ярко выраженный гуманистический посыл.

Но не обошлось и без помарок. Что, впрочем, не удивительно, ведь «Находка» это дебют режиссера Виктора Демента в полнометражном игровом кино. Большая часть их относится к извечной трудности перевода языка прозы на язык кино. В данном случае решить эту задачу для авторов фильма было вдвое сложнее, поскольку разрешение на экранизацию давала вдова Тендрякова, которая ревностно следила за соответствием сценария первоисточнику. Поэтому, некоторые моменты, которые в повести выглядят психологически понятными, в фильме оказались лишь контурно очерченными. Даже, можно сказать, формально обозначенными.

Это относится и к мотивам поступка мамаши, бросившей своего ребенка, и к линии взаимоотношений главного героя со своей женой и дочерью. Все это очень важные в смысловом отношении вещи. И то, что они оказалось несколько смазанными и чрезмерно ужатыми, на мой взгляд, снижает силу эмоционального воздействия картины.

Также бросилась в глаза определенная «хромота» жанра. В какой-то момент классическая драма превращается в натуральный триллер. Все приключения главного героя в зимнем лесу смотрятся как отдельный короткометражный фильм, заставляющий на время забыть о главном вопросе, ответу на который посвящено произведение в целом.

Мне также показалось, что авторы «Находки» совершили еще одну ошибку. Они самым тщательным образом очистили все повествование от примет времени. Мы не знаем, в каких краях происходит эта история, мы не видим никаких признаков эпохи. То ли перед нами славное социалистическое прошлое, то ли замечательное капиталистическое настоящее. Понять не возможно. По этой причине повествование приобретает некоторый абстрактный привкус, по крайней мере, для отечественного зрителя. Но, как сказал продюсер Дмитрий Клепацкий, сделано это было умышленно. Дело в том, что он сам не верит во сколько-нибудь успешный прокат столь серьезного фильма в отечественных кинотеатрах.

Еще на стадии поиска денег был замечен большой интерес зарубежных прокатчиков к экранизации повести Владимира Тендрякова. Были даже предложения полностью профинансировать англоязычный вариант данного проекта. Канадцы, например, говорили, что если поменять героям имена и перенести место действия в их страну, то получится абсолютно канадская история.

Но создатели фильма упорно в течение 10 лет искали российское финансирование. И это удалось сделать с помощью Министерства Культуры, которое выделило примерно 500 тысяч евро. Около половины полного бюджета «Находки».

Однако общая ориентация на зарубежный прокат, как мне кажется, закладывалась изначально. Что и предопределило многие моменты. Нужно сказать, что расчет этот пока оправдывается. Например, в России фильм напечатан в количестве 100 копий, в то время как во Франции будут выпущено 150 копий. Многие другие страны также выражают желание показывать «Находку» в своих кинотеатрах. Получается парадокс. Наш фильм о серьезных проблемах морали и нравственности с большим удовольствием смотрит не отечественный, а зарубежный зритель.

Дмитрий Клепацкий также рассказал, что на роль рыбнадзора претендовал кроме Гуськова еще и Сергей Гармаш. Но Алексей Гуськов так был увлечен проектом, что отказать ему было невозможно. Не помешала Алексею даже недавно перенесенная операция на колене. Чтобы полностью ощутить себя в роли главного героя, он даже отказался от каскадера, сам падал в ледяную реку и кувыркался по крутым склонам.

Не смотря на то, что реальные события по книге происходили в Вологодской области, основные съемки, как я уже говорил, проходили в Карелии, вблизи города Медвежьегорска. Погода стояла холодная и промозглая, поэтому большая часть группы по очереди переболела простудными заболеваниями.

Неплохо показал себя оператор Андрей Найденов. Снятые им кадры северной природы чем-то напомнили недавнюю работу Михаила Кричмана на съемках фильма «Левиафан». Столь же впечатляюще и лаконично. Недаром на Кинотавре за фильм «Находка» Андрей Найденов получил приз за лучшую операторскую работу.

Кадр из фильма Находка

Что же в итоге?
«Находка» - очень неплохая картина, поднимающая серьезные нравственные вопросы, хотя и не лишенная недостатков, которую, увы, будет в большей степени смотреть не наш, а западный зритель. Однако, думаю, что и любители настоящего отечественного кино не пропустят эту работу Виктора Демента.




Оценка фильма "Находка": 7 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова