Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Одесса" рецензия



Популярные статьи
Полицейский с Рублевки
Праздник
Собибор
Экстаз













Фильм "Одесса" рецензия


Одесса
Продолжительность: 130 мин.

Жанр: Драма

Режиссер:Валерий Тодоровский

Сценаристы: Максим Белозор, Дмитрий Иванов

Оператор: Роман Васьянов

Композитор: Анна Друбич

Продюсеры: Леонид Ярмольник, Валерий Тодоровский, Анастасия Бирюкова

Год выпуска: 2019

Актеры: Ирина Розанова,Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Степан Середа, Станислав Эвентов, Вероника Устимова, Сергей Сосновский, Сергей Муравьёв


Что тут говорить, Валерий Тодоровский - режиссер интересный. А после оглушительного успеха сериала "Оттепель" не сходить на его новый фильм было бы для меня просто преступлением.

Настораживали, правда, перед просмотром рассказы автора о том, что картина снималась где угодно, но только не в Одессе. Дескать, не пускают на Украину Леонида Ярмольника. А как без него?
Вряд ли в нашей стране, раскинувшейся от тайги до Британских морей, найдется полноценная замена такому титану драматического искусства.

Да, ладно. В конце концов, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Масленников не в Лондоне снимал. И ничего, неплохой фильм получился.



Однако мои опасения оказались не напрасны.

Картина, как оказалось, совершенно лишена атмосферы любимого столь многими города у моря.
О каких-то знаковых одесских пейзажах, говорить, конечно, не приходилось изначально. Но в кадре нет ни типичных одесских двориков, ни узнаваемых домов, возведенных из ракушечника, ни бабулек, продающих газировку на каждом углу, ни керогазов на коммунальных кухнях, ни сифонов с газированной водой, заправляемых в специальных киосках. Даже запаха моря, и того нет.

Ни один момент в фильме, ни один кадр не затронули ностальгических струн моей наполовину одесской души. А она просила музыки.

Единственный персонаж, который привязывает действие к Одессе, это тесть главного героя Григорий Иосифович (Ярмольник), который только и делает, что без остановки разговаривает афоризмами Жванецкого.

Почему-то многим режиссерам кажется, что все настоящие одесситы общаются друг с другом именно в такой манере. Слава Богу, что другие персонажи фильма не метафоричны столь же изрядно.

Точно так же обстоит дело и с приметами эпохи. Быть может, для тех, кто не жил при советской власти, все,показанное Тодоровским, сойдет за чистую монету. Но я констатирую полное непопадание в тогдашние реалии. И тут я далек от обвинений в очернительстве прекрасного прошлого. Складывается такое впечатление, что режиссер сознательно перемещал действие в пространство без признаков места и времени, а название фильму дал исключительно из соображений маркетинга.

Но что же тогда остается? Сама история?

Но и с этим у авторов не все в порядке.

Одесса
Преуспевающий московский журналист Борис (Евгений Цыганов) со своим сыном Валеркой приезжает на пару дней в город у Черного моря к родственникам жены. Кроме тестя Григория Иосифовича и тещи Раисы Ировны (Ирина Розанова) в коммунальной квартире проводят лето еще две их дочери с мужьями.

Но неожиданно разразившаяся эпидемия холеры заставляет Бориса задержаться на неопределенное время. Из Одессы никого не выпускают, и даже удостоверение сотрудника газеты «Известия» не помогает.

Если кто-то думает, что дальше начнется леденящий кровь рассказ, в котором страшная болезнь, как сумасшедший с бритвою в руке, подкрадывается к нашим героям, то он сильно ошибается.
На этом сюжетная функция холеры практически исчерпывается.

Дальше перед взором зрителей начинают разворачиваться семейные конфликты.

Вдруг выясняется, что одна из дочерей подала заявление на выезд в Израиль и ей теперь требуется получить разрешение родителей. Но Григорий Иосифович – советский еврей, который считает себя почти русским человеком. Он искренне не понимает, как в голове дочурки могли появиться столь радикальные идеи и в крайней степени возмущения готов даже отправиться в КГБ с доносом.

Тут нужно сказать, что все эти поступки героев выглядят не как логичное следствие развития событий и характеров, а, скорее, как некий насильственный акт со стороны авторов фильма, которым вот так захотелось.

Одесса
Евгений Цыганов в роли Бориса
Приглянулась главному герою школьница... Что ж, господа присяжные заседатели, как говориться, с кем не бывает. Но надо же объяснить, обосновать, чем она так зацепила взрослого, умудренного опытом мужчину, что он готов под страхом уголовного наказания тащить малолетку к жене в Москву, губить карьеру журналиста-международника.

И еще один важный момент: многие линии сюжета в фильме не доведена до своего финала.

Фигурально выражаясь, ружье висит на стене, его заряжают, прицеливаются... И на этом конец.

Григорий Иосифович, например, идет в КГБ, сообщает о желании дочери эмигрировать, просит принять меры. Хорошая кульминация. А что дальше? Ничего.

Для Бориса, отъезд родственницы в Израиль - это конец мечтам о красивой жизни. Ведь попрут его из газеты "Известия" и за границу уже никогда не выпустят. И он возмущен, но уже буквально в следующем эпизоде все забыто. Кто-то скажет, что Тодоровский, рисуя вспомогательные линии пунктиром, тем самым пытается сделать акцент на главной лолитоподобной линии сюжета. Но и тут не получается. Многии перипетии взаимоотношения Бориса со школьницей тоже даны весьма контурно. Да и чем закончились эта история вопрос вопросов. А главное, почему?

Об актерской игре, я считаю, в данном случае говорить особого смысла нет, так как даже самому великому лицедею жизненно необходима добротная драматургическая фактура. А ее здесь нет. Что в итоге?
Имеем фильм без Одессы, без примет исторической эпохи, без ее проблем и чаяний, без внятной драматургии и выраженного месседжа.

Честно говоря, от Тодоровского ожидал много-много большего.



Оценка фильма "Одесса": 6 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков







Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова