Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Петя по дороге в Царствие небесное



Популярные статьи
Морфий
Кочегар
Утомленные солнцем-2
Стиляги









Петя по дороге в Царствие небесное. Рецензия.

Петя по дороге в Царствие небесное Петя по дороге в Царствие небесное

Продолжительность: мин.
Жанр: драма
Режиссер:Николай Досталь
Сценаристы: Михаил Кураев
Оператор: Алишер Хамидходжаев
Композиторы: Алексей Шелыгин
Художник:
Продюсеры: Федор Попов
Год выпуска: 2009
Актеры: Егор Павлов, Светлана Тимофеева-Летуновская, Роман Мадянов, Мария Звонарева, Артем Кобзев, Юрий Пономаренко, Захар Ронжин, Александр Коршунов
-------------------------------------------------------------------------------

То, что режиссер Николай Досталь может снимать хорошие фильмы, стало понятно в 1991 году, когда на экраны страны вышла картина «Облако–рай». Не разочаровала и его следующая работа: «Маленький гигант большого секса». И даже, переориентировавшись на сериалы, Досталь умудрялся создавать продукт вполне пригодный для внутреннего употребления. Вот почему премьера его нового фильма «Петя по дороге в Царствие небесное», удостоенного гран-при Московского кинофестиваля, вызывала особый интерес.



В основу фильма положена повесть питерского писателя Михаила Кураева, известного своим щепетильным отношением к историческому правдоподобию. Практически все персонажи – реально существовавшие люди. Чтобы привнести ауру документальности в киноповествование писатель даже передал режиссеру семейную реликвию – кожаное пальто своего отца – начальника строительства, которого в фильме играет артист Александр Коршунов.

Может быть, это пальто, а может быть, талант Николая Досталя сделали чудо. Фильм, как машина времени, переносит нас в Кандалакшу 1953 года, воссоздает атмосферу эпохи, характеры людей, образ их мыслей. Причем уровень достоверности картинки такой, что временами забываешь, что находишься в зрительном зале.

Между тем, на экране происходит следующее. В поселке живет местный сумасшедший – Петька. Безобидный, добрый паренек, ненормальность которого заключается в том, что он слишком серьезно относится к своим служебным обязанностям. А работает он инспектором ГАИ. Вот и приходиться местным царькам останавливать свои машины и предъявлять водительские права и путевые листы какому-то недотепе, который не может постичь простых жизненных реалий.
Впрочем, даже начальники, зная простодушие Петьки, в бочку не лезут. И играют с пареньком по его правилам. Исключение составляет лишь начальник местных лагерей полковник ГБ Богуславский, который строит всех и каждого. Только его машину Петька не решается останавливать для осмотра, по крайней мере, до тех пор, пока ему не выдадут настоящий пистолет. Пока же он носит в кобуре деревянный.
Надо сказать, что молодой артист-дебютант Егор Павлов справился с ролью Петьки более чем успешно. Главный герой получился убедительным и симпатичным.

Обычно знакомство с персонажами занимает 15 – 20 минут. Называется эта часть фильма экспозицией. Потом возникает какой-то конфликт, и повествование как поток горной реки устремляется к своей кульминации. Но время шло, конфликтные ситуации намечались, правда почему-то ни одна из них не стремилась выливаться в полноценное столкновение.
Чего, например, стоит момент, когда врач-хирург занимается сексом с молодой женой полковника Богуславского, даже, несмотря на то, что всесильный ГБ-ист серьезно его предостерегал от подобных шагов. Вот бы кто-то из медработников шепнул ему на ушко, что происходит за закрытыми дверями бельевой комнаты местной больницы. Был бы конфликт, так конфликт. Но нет. Сюжет и дальше продолжает течь прямолинейно и ламинарно. На фоне обнесенных колючей проволокой лагерей и трудовых успехов советского народа. Конечно, если сюжетом позволительно назвать почти полное отсутствие действия.

Кончается фильм также странно. Из лагеря сбегают двое заключенных. Несколько охранников на лыжах устремляются за ними. Петька тоже считает своим долгом присоединиться к погоне. Как такое важное мероприятие пройдет без его участия? В результате один из вертухаев, спутав Петьку с беглецом, расстреливает его из автомата.

В связи с такой странной драматургической конструкцией фильма я задаю себе вопрос. Был бы, к примеру, столь популярен фильм «Семнадцать мгновений весны», если бы в конце первой серии на голову Штирлицу вдруг свалился кирпич, и унес его в Царствие небесное. И если бы он так и не выяснил, кто там из высших руководителей рейха ведет сепаратные переговоры с Западом.

Подытоживая свои впечатления от нового фильма Досталя, скажу, что однозначными их назвать никак нельзя.
Боюсь, что все прелести этой картины, связанные с дотошным воссозданием духа времени, тщательной прорисовкой каждого персонажа в прокате будут съедены слабой драматургией и «неправильным» финалом.
Еще раз убеждаюсь в том, что перевод литературного произведения на язык кино – задача вовсе не тривиальная.

Оценка: 6 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова