Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Похороните меня за плинтусом



Популярные статьи
Морфий
Кочегар
Утомленные солнцем-2
Стиляги









Похороните меня за плинтусом. Рецензия.

Похороните меня за плинтусом Похороните меня за плинтусом

Продолжительность:
Жанр: драма
Режиссер:Сергей Снежкин
Сценаристы: Сергей Снежкин, Павел Санаев
Оператор: Владислав Гурчин
Композиторы: Святослав Курашов
Художник:
Продюсеры: Михаил Литвак, Леонид Литвак
Год выпуска: 2009
Актеры: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Константин Воробьев
-------------------------------------------------------------------------------

Когда съемки фильма «Похороните меня за плинтусом» еще только начинались, судьба явила мне встречу с режиссером, имя которого у меня ассоциировалось только с одной-единственной картиной «ЧП районного масштаба», имеющей скорее публицистические, чем художественные достоинства.
Правда, справедливости ради следует сказать, что были в активе у Сергея Снежкина еще несколько удачных серий «Убойной силы» и сериал «Брежнев" – произведение не худшее в своем жанре.

Сергей Снежкин
Сергей Снежкин
Когда режиссер заговорил о том, что в постсоветское время в нашей стране не снято ни одной хорошей картины, я встрепенулся:
- Как же, были ведь приличные работы!
- Например? – отрезал Снежкин и посмотрел на меня так, как смотрит учитель на плохо выучившего урок первоклассника.
Покопавшись в памяти, я стал называть, с моей точки зрения, неплохие фильмы. «Особенности национальной охоты», «Брат», «Возвращение», «Свои».
По мере перечисления лицо режиссера становилось все грустнее и грустнее. Отчего я понял, что сильно упал в его глазах. Но одновременно с этим появилась надежда, что экранизация повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» имеет шанс стать шедевром мирового масштаба, коль скоро за нее взялся режиссер с таким уровнем притязаний.



Казалось бы, фильму, снятому по мотивам такой замечательной книги, успех просто гарантирован. Пронзительная и тонкая история, рассказанная Павлом Санаевым, способна вышибить слезу даже из человека с каменным сердцем. Но, просмотрев на закрытии кинофестиваля «Окно в Европу» свеженькую картину Сергея Снежкина, я в очередной раз убедился, что в мире ничего невозможного нет.

Восьмилетний мальчик Саша Савельев (актер Александр Дробитько) живет в двухкомнатной квартире вместе с бабушкой и дедушкой. Сумасшедшая старушка держит в узде всех домочадцев. Потоки отборных ругательств и страшных проклятий обрушиваются на того, кто вздумает перечить ее воле. Даже беззаветную любовь к внуку она выражает исключительно в форме постоянных придирок и оскорблений, которые сильно омрачают жизнь несчастному ребенку.
По ходу действия выясняется, что мать у Саши тоже имеется. Но поскольку она вышла замуж за алкаша, бабулька лишила ее права видеться с ребенком.

Первое, что расстраивает - это аскетическая манера съемки. Не знаю, в чей адрес надлежит направить слова неудовольствия по этому поводу. То ли Снежкин за долгие годы работы на телевидении прикипел к сериальной эстетике, то ли продюсер Вячеслав Тельнов не смог найти денег на приличную картинку – результат, увы, более чем скромный - говорящие головы на экране. Но и это еще полбеды.

Оставляет желать лучшего и драматургическая конструкция фильма (сценарий писал сам Снежкин) и работа над образами героев. А тут вина ложиться исключительно на режиссера.
Единственный персонаж, представленный в фильме удовлетворительно – это бабушка, роль которой исполняла Светлана Крючкова. Худо-бедно, но ей все-таки удалось сделать образ своей героини законченным, выразительным и непротиворечивым. Хотя в некоторых местах она все-таки немного переигрывает.

А вот за работу Алексея Петренко в роли дедушки, обидно. Характер этого героя, его отношение к ребенку так и остались загадкой для зрителя. С одной стороны, он помогает своей дочери деньгами и выражает явное недовольство тем, что его супруга столько времени и сил отдает внуку. А с другой, безоговорочно встает на ее сторону во всех семейных баталиях, даже не пытаясь уладить конфликт. То он добр к Саше, то вдруг безжалостно отнимает у него магнитофон, подаренный на день рождение.
По всему видно, режиссер не смог объяснить великому артисту – к коим я отношу Алексея Петренко – что, собственно, от него требуется.

Также неубедительна роль мамы (Мария Шукшина). Женщина настолько беспомощна и слабохарактерна, что невольно возникают мысли: а, может быть, права бабушка, и мальчик действительно с такими родителями пропадет. Тем более, что он страдает всеми известными современной медицине болезнями, на лечение которых требуются немалые средства. А где их взять, если муж не просыхает ни днем, ни ночью.

В некоторых ключевых сценах удивила поспешность, к которой Снежкин стремится оборвать сильные по накалу страстей кадры. Вот умирает на наших глазах старушка, падает на пол. Но не успела она еще испустить дух, а зритель прочувствовать всю трагичность происшедшего, как рука режиссера с ножницами наперевес безжалостно режет пленку и приклеивает следующий кадр с совершенно другой энергетикой. Ощущение такое, как будто звон колокола прервали посередине. Может быть, это все делается для экономии пленки?

Изобилие подобных огрехов, несостыковок и противоречий, вероятно, свидетельствует о том, что автор фильма плохо представлял, какой сухой остаток он хочет иметь от этой истории. В учебниках по режиссуре есть один дельный совет, которым часто пренебрегают кинематографисты, уверенные в своей гениальности: для того, чтобы фильм получился, нужно сформулировать для себя его тему в одном предложении.
Итак. «Похороните меня за плинтусом» это фильм о том, что…
Но убей меня бог, ответить на этот вопрос я не могу даже после долгих раздумий.

Есть в нашем кинематографе еще одна традиция. Режиссеры соревнуются друг с другом в бесконечных попытках придумать самый неудачный финал для своего фильма.
Пока лавры первенства в этом деле, с моей точки зрения, принадлежат Владимиру Хотиненко, который, работая над картиной «72 метра» решил, что финал – это пережиток прошлого. И остановил киноповествование посередине.
Но и Снежкин не слишком-то отстал от лидеров. «Похороните меня за плинтусом» заканчивается сценой похорон, в которой главный персонаж совершает два разнонаправленных поступка. Сначала он, как просила бабушка, берет в руку ком земли и бросает его в могилу. Слезы умиления наворачиваются в этот момент на глаза зрителей. Значит, доброта и забота, даже выраженные в такой странной форме, не пропадают. Дают свои ростки.
Нет бы на этой оптимистической точке и завершить фильм.

Однако режиссеру этого мало. Тут же мальчик поворачивается к маме и начинает докладывать, где бабушка запрятала свои деньги. Расценить это иначе как предательство, мы не можем. Получается, что ребенку наплевать на старую каргу, которая мучила его долгие годы. И ее жизнь, единственной целью которой было счастье ребенка, оказалась напрасной. То есть, полная безнадга, мрак и уныние.

Вот в таких смешанных чувствах и покидают зрители кинотеатр, тщетно пытаясь понять смысл только что пережитой истории.

Однажды в сельском клубе я стал свидетелем исполнения великой музыки Моцарта на раздолбанном, расстроенном рояле, у которого к тому же отсутствовало несколько клавиш. Впечатления от того импровизированного концерта и от фильма Сергея Снежкина в чем-то очень схожи.

Оценка: 6 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова