Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Собибор" рецензия



Популярные статьи
Страна ОЗ
Кочегар
Находка
Стиляги










Фильм "Собибор" рецензия


Экстаз
Продолжительность: 117 мин.
Жанр: военная драма

Режиссер:Константин Хабенский

Сценаристы: Константин Хабенский, Александр Адабашьян, Анна Чернакова

Оператор: Рамунас Грейчюс
Композитор: Кузьма Бодров
Продюсеры: Эльмира Айнулова, Глеб Фетисов, Мария Журомская
Год выпуска: 2018

Актеры: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Сергей Годин, Роман Агеев


Во времена от нас не столь далекие все актеры мечтали сыграть Гамлета. Вот хлебом с икрой не корми, а дай изобразить принца датского. Но поскольку на дворе у нас, как-никак, двадцать первый век, то и хотелки сейчас уже не те, что прежде. Ныне каждый уважающий себя служитель Мельпомены просто обязан снять собственный фильм. Не важно, плохой-хороший, но чтобы был. И желательно, конечно, на деньги Фонда Кино или еще какого ведомства, уполномоченного распоряжаться средствами госбюджета.

Не удержался от этого соблазна и всеми уважаемый Константин Хабенский.

С большим опозданием сподобился я посмотреть этот фильм, да и то, только потому, что хотелось самому оценить режиссерские потенции Хабенского, раскритикованного околокиношной общественностью в пух и прах за свой режиссерский дебют.

Фильм Собибор
Актриса Мария Кожевникова
И сразу скажу, что в свете последних тенденций живописания военных подвигов советского народа, ожидал увидеть много худшее. Общую атмосферу лагеря Хабенскому воссоздать удалось довольно неплохо. К актерской игре тоже особых претензий нет. Хотя, и восторгов тоже. Даже Аллочка из «Универа» (Мария Кожевникова), чье присутствие в фильме вызывало наибольшие опасения, отработала достойно.

За это режиссеру плюсик. В остальном же…
Но начнем по порядку.

Во-первых, идея. Что сподвигло авторов снять еще одну картину про восстание в Собиборе? Ведь есть же достаточно известный фильм Джека Голда «Побег из Собибора» с Рутгертом Хауэром в роли Александра Печерского.
Можно понять Джеймса Кэмерона, который затеял в свое время съемки второго Титаника. Новые технические возможности, новый подход, превративший фильм-катастрофу в историю о любви. А здесь что?

С точки зрения построения сценария «Собибор» Хабенского практически не отличим от фильма Джека Голда. А некоторые сцены – например, сцена прибытия эшелона с евреями или умерщвления их в душевых - воспроизведены чуть ли ни слово в слово, если не брать во внимание косметические переделки. Впору устраивать психологический практикум – найди десять отличий.

Причем, эти редкие отличия, как правило, не идут в плюс ни драматургии, ни убедительности повествования. Вот выгружаются с поезда женщины, дети, старики, инвалиды. Но в газовые камеры почему-то идут одни гламурные полногрудые красотки с точеными телами. Замысел режиссера понятен. Хотел сыграть на контрасте. Но зачем так нарочито и топорно?
Пахнуло от этой сцены аляповатой образностью Феди Бондарчука, коей он потчевал зрителя в своем «Сталинграде». Ну, почему бы не поучиться у Джека Голда?

Фильм Собибор
Константин Хабенский и Кристофер Ламберт
Здесь же берет начало еще одна линия истории. Начальник лагеря - отъявленный злодей – с выражением лица законченного маньяка (Кристофер Ламберт) наблюдает через маленькое окошко, как задыхаются в клубах отравляющего газа обнаженные женщины.
Считается, что в лагере смерти «Собибор» было убито около 250 тысяч евреев. Сколько бы времени понадобилось начальнику лагеря, чтобы отсмотреть кончину каждого из них?

К тому же, из воспоминаний узников известно, что этим окошком пользовался какой-то мелкий охранник для контроля процесса умерщвления. Кто-то скажет, что я придираюсь к творению Хабенского. Мог же высокопоставленный эсэсовец пару раз лично понаблюдать за процедурой. Да, мог. Но дело не в этом.

Представление немцев кучкой садистов, упивающихся кровью младенцев и получающих кайф от этого, толкает историю в примитив. Направляет ее по рельсам махровых штампов. А когда ближе к финалу эсэсовцы устраивают гонки на колесницах, запряженных заключенными, остается лишь вспомнить срущего из самолета на головы советских солдат летчика Люфтваффе из «Утомленных солнцем -2», как самый близкий по духу пример неуместного и неуемного фантазирования. Может быть, самое страшное и загадочное во всем этом как раз то, что подобные ужасы творили самые обыкновенные люди. Любящие отцы, добропорядочные семьянины, слушающие по вечерам Бетховина и читающие Гете.

Сильно сомневаюсь, что кому-то из них нравилась такая работа. Опять же в старом фильме это показано куда более корректно, без всякого упрощенчества. К тому же известно, что беспределом в лагере занимались в большей степени украинцы, из которых состояла внешняя охрана лагеря. Этот момент в фильме совершенно обойден вниманием, но претензии здесь, как мне кажется, к режиссеру неуместны.
Покажи он всю правду, и посыпались бы со всех сторон обвинения в заказухе, учитывая наши теперешние отношения с Украиной.

Второе большое упущение Хабенского как режиссера и соавтора сценария – недостаточное раскрытие главного героя, которого, к слову, он сам и играет. Иные персонажи второго плана прорисованы чуть ли не лучше, чем тот человек, который возглавил подготовку восстания. Мы не знаем его истории, мы большую часть фильма не можем понять его характер, так как он, собственно говоря, ничего не делает. Побег готовят совершенно другие люди, а он только ходит в сомнениях.

Для пущей драматургии авторы придумали ему антагониста в лице невесть откуда взявшейся возлюбленной, которая уговаривает героя Хабенского смириться с судьбой и только просить Господа о спасении.
Но этот конфликт высосан из пальца и совершенно не работает.

Фильм Собибор
Фильм Собибор
Только в самый последний момент главный герой уступает уговорам евреев и соглашается взять на себя руководство восстанием. Дальше действие опять один в один повторят сюжет старого фильма.

Неуклюже и кастрировано выглядит также линия противостояния Печерского с начальником лагеря. Кажется, что она придумана больше для галочки и не имеет никакой психологической подоплеки. Ну, какой конфликт может быть между высокопоставленным эсэсовцем и заключенным лагеря смерти? Первый же намек на какое-то неповиновение закончился бы просто пулей в лоб. Но в учебниках по сценаристики написано, что в истории должен быть главный злодей, а главный герой обязан с этим злодеем бороться. Так получите…

К сожалению надо признать, что режиссер Константин Хабенский проиграл Джеку Голду, который снял свой «Побег из Собибора» в далеком 1987, и в достоверности, и в выразительности, и в драматичности.

Оно и понятно. Первый ком всегда блином.




Оценка фильма "Собибор": 5 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков









Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова