Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Сталинград" рецензия



Популярные статьи
Морфий
Кочегар
Утомленные солнцем-2
Стиляги







Фильм "Сталинград" рецензия

"Сталинград" - первый российский фильм 3D IMAX


Метро
Продолжительность: 135 мин.
Жанр: Военная драма.
Режиссер:Фёдор Бондарчук

Сценаристы: Илья Тилькин, Сергей Снежкин

Оператор: Максим Осадчий
Композитор: Анджело Бадаламенти
Художник: Сергей Иванов.

Продюсеры: Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов.
Год выпуска: 2013

Актеры: Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Мария Смольникова, Яна Студилина,
Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук,
Хайнер Лаутербах, Олег Тилькин



Следует признать, что рекламная компания нового фильма Федора Бондарчука «Сталинград» удалась на славу. Первый отечественный фильм про войну, снятый в 3D, да еще с использованием какой-то новой заморской технологии IMAX… Это ли не повод сходить в кинотеатр и увидеть результат четырехлетнего труда съемочной группы, освоившей 30 миллионов американских денег.


В глубине души присутствовали, конечно, некоторые сомнения. Уж слишком вся эта военная операция по продвижению «Сталинграда» напоминала суету вокруг другого «великого фильма о войне» - «Утомленные солнцем -2», с треском провалившегося в прокате.

Но объемная картинка в военной драме – это уже определенный эксперимент. И результат его мне был крайне интересен. Возникнет ли у зрителя дополнительное ощущение вовлеченности в события, разворачивающиеся на экране? После просмотра картины я пришел к однозначному ответу на этот вопрос. Но скажу о нем несколько позже.

Сначала о сюжете.
В далеком японском городе Фокусима какой-то престарелый российский спасатель безуспешно пытается вытащить из-под завалов здания немецких туристов.

Дела их плохи. В тесном пространстве заканчивается кислород, и они уже готовятся отдать богу душу. В этой ситуации наш МЧС-ник не находит ничего лучшего, как начать для немцев длинный рассказ про Сталинград и своих пятерых погибших отцов.

Упоминание о пяти отцах вещь, безусловно, интригующая. Но, в то же время, и двусмысленная. Причем, одна из линий коннотации этого выражения больше подходит для фильмов несколько иного рода, продюсируемых не столько Роднянским, сколько Прянишниковым.

Так или иначе, мы переносимся в Сталинград 1942 года, где наши войска готовятся к переправе через Волгу в захваченный врагом город.

Фильм Сталинград
Фильм "Сталинград"
У советского командования имеется информация, что немцы собираются в момент атаки наших войск взорвать огромный склад горюче-смазочных материалов, который почему-то расположен на самом берегу реки. Но не будем придираться и к этому ляпу, тем более, что очень скоро мы поймем, для чего столь неудачное расположение стратегического объекта было нужно создателям фильма.

Группе бравых разведчиков ставится задача захватить жилой дом на противоположном берегу реки, чтобы не допустить подрыв склада. Дескать, именно в этом здании находится пульт управления дистанционным взрывателем.

Разведчики дом захватывают, но предотвратить взрыв не успевают. Гигантская волна огня обрушивается на наступающие советские части.

Тут-то мы и понимаем, на сколько прозорливы были сценаристы фильма.
Расположи немцы штабеля бочек с бензином в каком-нибудь другом месте, и наш зритель лишился бы эпизода, который, вне всяких сомнений, войдет в анналы мирового кинематографа.

Рота советских солдат, пылающих как факелы, с криками ура несется на вражеские окопы. Более того, наши воины настолько морально сильны и настроены на победу, что, продолжая гореть, вступают даже в рукопашную схватку с фашистами.

Посмотреть фильм «Сталинград» имеет смысл даже ради этой одной сцены, которая , по моему мнению, заткнула за пояс михалковскую находку с «какающим немецким ассом» из «УС-2».

Здесь стоит заметить, что начало фильма «Сталинград» по стилистики больше напомнило комикс «300 спартанцев», чем какой-то традиционный советский фильм о войне.
Рисованный задний план был хоть и красив, но создавал ощущение неправдоподобности происходящего. И это ощущение усиливалось каскадом развесисто-клюквенных сцен наподобие хождения советских солдат «по воде аки посуху».

На наших глазах цепочка защитников отечества бредет по поверхности великой реки Волги как по асфальтовой дорожке. Насладившись изумлением зрителя, авторы фильма поясняют. Это саперы притопили понтоны, чтобы враг не смог обнаружить переправу.
Как эти понтоны были наведены на глазах у противника и как их так притопили, чтобы по ним можно было ходить, этого нам не рассказали. Да и надо ли? Красивый же кадр получился. Прямо Иисусы Христосы вылитые.

Мария Смольникова в роли Кати
Мария Смольникова в роли Кати
Но и это еще только присказка. Главная история впереди.
Дом, который захватили разведчики, обитаем. В нем живет девушка Катя. Мать того самого спасателя из Фокусимы. И покидать свое жилье, не смотря на всяческие уговоры, не собирается.
Тут-то и начинается романтическая линия странных взаимоотношений девушки Кати с шестью мужиками. Именно эта линия будет иметь самый большой удельный вес в структуре будущего повествования.

Каждый из разведчиков с первого взгляда влюблен в девушку, и желает добиться взаимности.
Между делом происходят какие-то кратковременные стычки с немцами, которым, впрочем, тоже не до войны. То они заняты сжиганием евреек прямо на передовой, то решают проблему завшивленности и стирки белья, то крутят любовь с несознательными гражданками, уклоняясь от своих прямых обязанностей по расширению территории Рейха.

Томас Кречманн в роли капитана
Томас Кречманн в роли капитана
Собственно, антагонистов фильме представляют всего два персонажа.
Это полусумасшедший полковник, цель которого заставить своего подчиненного штурмовать злополучный дом. И тот самый подчиненный - капитан, который больше занят романом с русской красоткой, чем организацией предстоящего штурма.

Тут я ловлю себя на мысли, что уже полностью пересказал сюжет фильма.

В конце концов, девушка Катя выбирает из разведчиков одного единственного. Правда, я совершенно не понял, чем она в этом выборе руководствовалась, поскольку все кандидаты в женихи были аморфно-безлики и похожи друг на друга.
Он-то и отводит девушку в безопасное место перед тем, как немцы идут на свой решительный штурм. Как полагается советским героям, разведчики вызывают огонь артиллерии на себя, и все погибают, конечно же, вместе с врагами.

Можно было бы здесь обсудить многочисленные ляпы и несуразности, которые встречались в сюжете фильма на каждом шагу, но стоит ли?
Да и фильмом «Сталинград» можно назвать с большой натяжкой. По сути, это некий эрзац-продукт в красивой обертке, приготовленный и продвигаемый на рынок по всем правилам маркетинга. И все его достоинства лежат именно в этой плоскости.

Не могу обойти стороной и тот скандал, который затеяли ура-патриоты вокруг «Сталинграда». Они обвинили Бондарчука в очернительстве советской военной истории и чуть ли не в идеологической диверсии и предлагали запретить показ фильма в нашей стране.

Но боюсь, что это слишком высокая оценка… Чуть не сказал, творчества Бондарчука. Любая идеологическая диверсия основана на тонком расчете. На умелом манипулировании фактами и смыслами.

В фильме «Сталинград» мы, к сожалению, имеем дело совсем с другим. А именно, с неумением авторов выстраивать экранную историю и контролировать возникающие мессежди. Ведь посмотрите, в сюжете нет ни одной грамотно выстроенной линии.

Я абсолютно уверен, что Бондарчук, получив деньги на этот проект от того, чье имя не принято поминать всуе, очень хотел сделать в ответ что-то приятное своему благодетелю. Хотел, но получилось, что получилось.

Высказывались также претензии, что Бондарчук использовал применительно к своей поделке священное для многих россиян слово «Сталинград», в то время как к Сталинградской битве она никакого отношения не имеет.
Отчасти с этим можно согласиться. Исторических реалий в фильме не много. И описываемые события можно было разместить без всякого ущерба для смысла в любом другом осаждаемом немцами городе.

А на счет применимости 3D изображения к военной драме… После просмотра «Сталинграда» я склоняюсь к мнению, что эта технология только разрушает иллюзию достоверности, подталкивая авторов к созданию бесконечной череды визуальных эффектов, отвлекающих зрителя от драматических перипетий сюжета.




Оценка фильма "Сталинград": 5 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова