Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Стиляги



Популярные статьи
Морфий
Кочегар
Бесславные ублюдки
Любовь - морковь 3








Рецензия на фильм «Стиляги»


Стильные эксперименты



Морфий
Стиляги

Продолжительность: 136 мин.
Жанр: Мелодрама, мюзикл
Режиссер:Валерий Тодоровский
Сценаристы: Юрий Коротков, Валерий Тодоровский
Оператор: Роман Васьянов
Композиторы: Константин Меладзе
Художник: Павел Пархоменко
Продюсеры: Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский, Леонид Ярмольник
Год выпуска: 2008
Актеры: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Сергей Гармаш , Леонид Ярмольник, Олег Янковский, Максим Матвеев , Евгения Брик



Так повелось, что нашим режиссерам тесно в рамках одного жанра. Задача создать просто хорошую комедию или просто забойный мюзикл им кажется не достаточно амбициозной. Потому как они Тарковские, Феллини, Бегманы, а на худой конец, Тарантины, уже с самых пеленок.
Вот и рождаются на свет гибриды разных цветов и оттенков. Кошки с павлиньими хвостами, птицы с хоботом вместо клюва. И нет этому кинематографическому мичуринству ни конца, ни края.
Новый мюзикл Валерия Тодоровского «Стиляги» продолжил традицию непонятного экспериментаторства.



Назвать "Стиляг" плохим фильмом язык у меня, конечно, не повернется.
Особенно на фоне тех отечественных поделок, которые пришлось посмотреть по долгу службы в минувшем году.
Появившись на экранах страны в первых числах января, он был призван в пику «Обитаемому острову» стать основным развлечением новогодних праздников.
Отчасти свою задачу он выполнил, собрав в прокате за месяц около 15 миллионов долларов.
Но все же впечатление от просмотра картины оказались двойственным.

Музыкальная часть особых возражений не вызвала. Хотя песни, выбранные авторами, никакого отношения к эпохе стиляг не имели. Казалось бы нонсенс. Но благодаря аранжировке, а иногда и новым текстам, удалось сделать главное – приблизить их по духу к тем «буги-вуги», рок-н-ролам» и джазам, под которые отрывалась золотая молодежь середины 50-х. Даже отсутствие в фильме оригинальной музыки, что, вроде бы, всегда считалось уделом второсортного кино, общего впечатления не портило.
А некоторые клиппообразные эпизоды, например, песня «Связанные одной цепью», и вовсе могли быть приравнены к шедевральным.

А вот, что касается повествовательной части фильма, то здесь к Тодоровскому имеется немало вопросов.

Комсомолец со странным именем Мэлс (Антон Шагин) во время одной из облав на стиляг сталкивается с девушкой по кличке Польза (Оксана Акиньшина). Молодой человек так очарован неформалкой, и так жаждет познакомиться с ней поближе, что решается на отчаянный шаг. Забыв про свои клятвы быть верным ленинцем и жить так, как учит коммунистическая партия, он приобретает у классовых врагов – спекулянтов – стильные брюки-дудочки, галстук неполиткорректной расцветки; сооружает на голове «кок» и направляется к Коктейль-Холлу, на встречу со своей зазнобой. Так на одного стилягу в СССР становится больше.

Но что же это за люди?
По мнению Тодоровского, основное отличие стиляг от жлобов (простых советских граждан) состоит в том, что они живут так, как им нравится. Танцуют под любимую музыку, носят модную, с их точки зрения, одежду. В общем, самовыражаются, не обращая внимание на осуждающие взгляды своих соотечественников. Одним словом, буревестники новой эпохи либеральных ценностей.

За скобки в фильме вынесен вопрос, а на какие, собственно, шиши юноши и девушки приобретают импортные шмотки, гудят каждый вечер в ресторанах, заливая свой путь брызгами шампанского.
Мэлс, например, заработал деньги на ночной разгрузке вагонов. Как говориться, не смешите мои тапочки. Тут режиссер забывает еще одну немаловажная черту, которая объединяла всех этих ребят. Нежелание вкалывать как все. Сидеть целый день на работе и получать жалкие копейки - это удел жлобов.

Правильный стиляга либо фарцовщик, либо спекулянт, конечно, если у него нет богатеньких, высокопоставленных родителей. Именно за тунеядский нрав, а не за экстравагантный вид, невзлюбили их власти и комсомольские оперативные отряды. Подобная приверженность к криминалу была свойственна многим молодежным течениям и в последующие времена.

Возможно, кто-то возразит, что претензии к историческому правдоподобию здесь неуместны, поскольку мы имеем дело с мюзиклом, комедией, фарсом.
Кому придет в голову оценивать работу советской милиции, например, по фильму Гайдая «Бриллиантовая рука»?
Но то-то и оно, что жанр «Стиляг» определить затруднительно. То это реализм с претензией на драму. То лубок в стиле «Старых песен о главном». То фарс с элементами сатиры.
Складывается впечатление, что Тодоровский сам до конца не понимал, что за фильм он снимает.

Еще один недостаток, на который обратили внимание практически все зрители – затянутость. Отточенных эпизодов во всем повествовании два-три не больше. Это хит Гармаша «Человек и кошка» и «Связанные одной цепью». Остальные нуждаются в шлифовке и доводке. Если вырезать из фильма минут 20, то он от этого только выиграет.
Особенно хочется отметить сценариста за такие «остроумные» повороты сюжета как «возвращение мужа из командировки» и «рождение негритенка у белых родителей». Они придают фильму неповторимый шарм.

Что касается актеров, то здесь имеет смысл сказать только об игре главного героя. Чем Антон Шагин очаровал на пробах Тодоровского, остается загадкой. Более неудачного типажа на роль героя-любовника при всем старании найти трудно. Куда более выигрышно свои персонажи преподнесли мэтры – Сергей Гармаш и Олег Янковский. Думаю, что без их помощи фильм напоминал бы больше студенческий капустник.

В результате, вместо фильма-праздника, как обещала реклама, мы имеем зрелище – полувеселое, полуумное, полуувлекательное, полуталантливое.
Но на безрыбье и рак рыба.

Оценка: 7 (по 10-бальной системе)

Валерий МИШАКОВ





Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова