Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Фильм "Трудно быть Богом" рецензия



Популярные статьи
Груз 200
Кочегар
Утомленные солнцем-2
Стиляги







Фильм "Трудно быть Богом" рецензия

Что за фильм снимал 15 последних лет своей жизни Алексей Герман?


Трудно быть Богом
Продолжительность: 177 мин.

Жанр: фантастика

Режиссер:Алексей Герман

Сценаристы: Алексей Герман, Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий

Оператор: Владимир Ильин, Юрий Клименко
Композитор: Виктор Лебедев
Художник: Сергей Коковкин

Продюсеры: Рушан Насибулин, Виктор Извеков
Год выпуска: 2013

Актеры: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило, Наталья Мотева, Александр Чутко, Евгений Герчаков, Александр Ильин


Когда-то в детстве в книжке про исследователей океанских глубин я прочитал о Гансе Келлере – человеке, поставившем перед собой цель, достичь в акваланге глубины 1000 метров. Он погружался на 100, 150, 200 метров, но уже погружение на 300 метров закончилось трагически. Напарник Келлера погиб, а он сам чудом остался жив.

Посмотрев недавно фильм «Трудно быть Богом», я почему-то вспомнил эту историю. Наверное, потому, что Алексей Герман с таким же упорством всю жизнь пытался с помощью своего метода, прозванного критиками гиперреализмом, достичь все больших и больших глубин погружения зрителя в экранный мир. И последний его фильм в этом плане, несомненно, явился абсолютным рекордом.

Вот только какой ценой рекорд был достигнут?


Почти 15 лет, потраченных на съемку, пересъемку, монтаж и озвучивание фильма мы здесь в расчет, конечно, не берем. Так же как и расшатанную до предела нервную систему Леонида Ярмольника – исполнителя главной роли.
Нам важен конечный результат этой эпопеи превращения известного фантастического романа братьев Стругацких в кинематографическое высказывание, которое, к слову сказать, в смысловом отношении имеет мало общего с первоисточником.

Не случайно Алексей Герман хотел дать фильму другое название – «История арканзаской резни». Тем самым отстраиваясь от всех ненужных ассоциаций с произведением Стругацких.
Но на последнем этапе доводки картины соображения маркетингового характера возобладали. Все-таки, как ни крути, «Трудно быть Богом» звучит для зрителя более заманчиво.

Так о чем же фильм?

Ответить на этот вопрос не так просто.
Первая особенность фильма «Трудно быть Богом – он практически начисто лишен сюжета. То есть там ничего не происходит. А если и происходит, то установить логическую связь между причиной и следствием крайне затруднительно. Те немногие сведения о зрелище, которое разворачивается перед нашими глазами, мы имеем только благодаря закадровому голосу.

Кадр из фильма Трудно быть Богом
Леонид Ярмольник в роли Дона Румата

На некой планете, очень похожей на Землю, существует цивилизация, находящаяся по своему развитию в стадии нашего средневековья. Кто-то из исследователей увидел там едва уловимые признаки эпохи Возрождения.

Тридцать землян высадились на эту планету, чтобы способствовать прогрессу их цивилизации. И Благородный дон Румата (Леонид Ярмольник) – главный герой фильма – один из них.

С первых же минут фильма мы с головой ныряем в зловонную атмосферу Арканара - столицы одного из государств, существующих на этой планете.

Кадр из фильма Трудно быть Богом
Кадр из фильма "Трудно быть Богом"

Грязь, гниль, испражнения, разлагающиеся трупы с вывернутыми наружу кишками, заполняют экранное пространство целиком и полностью, гармонично сочетаясь с дебильными лицами пукающих, хрюкающих, беззубых аборигенов, вечно измазанных соплями, дерьмом и какой-то блевотиной.

Закадровый голос сообщает нам, что власть в городе принадлежит «серым», которые очень не любят умников-книгочтеев. И при первой возможности умерщвляют их самыми изощренными способами.
«Серым» противостоят «черные». Они еще более кровожадны и мечтают захватить власть в Арканаре. Однако различий между теми и другими не так уж много.

Именно в такой беспросветный мир погружает нас Алексей Герман, используя свой чудодейственный метод «гиперреализма».

Теперь поговорим о том, что делает в Арканаре посланец земной цивилизации Благородный Дон Румата, которого некоторые аборигены почитают как сына Бога?
Как ни странно, ничего!

Кадр из фильма Трудно быть Богом
Кадр из фильма "Трудно быть Богом"

Он так врос в этот уродливый олигофренический мир, что и внешне ,и ментально стал его невольным отражением. Как, впрочем, и все остальные 30 землян-исследователей, сборище которых Герман нам показывает в самом начале фильма.

Хотя, нет, есть одно важное отличие. Дон Румата не убивает. Не смотря на то, что он считается лучшим воином Арканара, на его счету нет ни одной человеческой жизни. Только несчетное количество отрубленных ушей.
Но никаких попыток вмешаться в ход истории, изменить нравы аборигенов к лучшему, поддержать прогрессивные ростки Румата не предпринимает.

Сначала это вызывает недоумение, но по мере знакомства с обитателями Арканара мы понимаем, что даже те умники-книгочтеи, которых так ненавидят «серые», по сути, такие же дебилы, как и все остальные.

Поэтому дон Румата на протяжении 3 часов фильма ведет лишенные смысла разговоры, и подобно броуновской частице передвигается по территории Анканара, не зная чем себя занять.
Лишь в финале фильма привычное течение арканарской жизни нарушается. «Черные» убивают пассию Дона Руматы, чем выводят его из состояния равновесия.

Забыв о своей миссии, он зверски уничтожает всех, кто попадается под руку. Но гнев проходит, а что остается?

Гора трупов и тот же самый вонючий, уродливый мир, простирающийся во времени на такие расстояния, по сравнению с которыми человеческая жизнь – всего лишь короткий миг. Ничего нельзя сделать. Все бессмысленно. Мир развивается по своим законам, и каждому овощу - свой черед.

Герман закольцовывает композицию. Мы видим тот же снег, который шел в начале фильма. Дон Румата наигрывает ту же мелодию. Мы вернулись туда, откуда пришли.

Так что же в итоге?
Несомненно, «Трудно быть Богом» является не просто очередным фильмом Алексея Германа. Это если не претензия на кинематографический престол, то, по крайней мере, попытка создания произведения, подводящего черту под творческими исканиями режиссера.

Художественный метод, заявленный в фильме «Мой друг Иван Лапшин», был доведен Германом, казалось бы, до предельной концентрации в картине «Хрусталев, Машину!». Что вызвало далеко неоднозначную реакцию критиков и зрителей. Но «Трудно быть Богом» в этом ряду стоит еще дальше. Это абсолютный, неразбавленный гиперреализм без всякой закуски. Бескомпромиссный и беспощадный к зрителю.

Несмотря на полное отсутствие сюжета и нарративности как таковой, язык не поворачивается назвать фильм бессмысленным. Как любое сложно-образное, многослойное произведение, «Трудно быть Богом» рождает массу аллюзий, связанных с политической и социальной стороной жизни нашего общества. А поскольку восприятие образа глубоко индивидуально, каждый зритель может вынести из просмотра свой смысл. Все зависит от жизненного опыта, знаний и художественного вкуса конкретного человека.

И заявления на подобие – Румата это Путин – имеют такое же право на жизнь, как и многие другие. Лично для меня «Трудно быть Богом» это фильм о том, что все попытки отдельных людей влиять на исторические процессы изначально обречены на провал. Поскольку эти исторические процессы текут по каким-то своим, нам неизвестным законам. Про то, что человека гораздо проще убить, чем изменить. Про то, что ненавидеть всегда легче, чем любить.

Однажды на премьере фильма Константина Лопушанского «Гадкие лебеди» Алексей Герман сказал, что картина эта талантлива, а значит, в прокате ее ждет полный провал.

«Трудно быть Богом» тоже фильм из категории «не для всех». Чтобы его досмотреть до конца, требуется определенный настрой. Но потраченные усилия того стоят.

Не стану утверждать, что будущее кинематографа находится там, куда нас привел Алексей Герман. Но то, что подобный эксперимент имеет право на жизнь, и то, что за этим экспериментом стоит определенный художественный потенциал, для меня совершенно очевидно.

Погружение на небывалую глубину закончено. Рекорд зафиксирован. Теперь осталось понять, способен ли на этих глубинах существовать зритель?




Оценка фильма "Трудно быть Богом": 7 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова