Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Бесславные ублюдки



Популярные статьи
Морфий
Кочегар
Груз-200
Любовь - морковь 3








Рецензия на фильм «Бесславные ублюдки»



Бесславные ублюдки Бесславные ублюдки

Продолжительность: 148 мин.
Жанр: Боевик • Приключения
Режиссер: Квентин Тарантино
Сценаристы: Квентин Тарантино
Оператор:
Композиторы:
Художник:
Продюсеры: Лоуренс Бендер, Уильям Пол Кларк, Кристоф Фиссер
Год выпуска: 2009
Актеры: Брэд Питт, Мелани Лорен, Кристоф Вальц, Эли Рот, Майкл Фассбендер, Дайан Крюгер, Даниэль Брюль, Тиль Швайгер, Гедеон Буркхард, Джеки Идо
-----------------------------------------------------------------------------


Начитавшись восторженных отзывов о новом фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», я совершил поступок, прямо скажем, из ряда вон выходящий. Впервые за долгие годы пошел в кинотеатр, купил в кассе билет и посмотрел это творение просто как зритель.
И хотя, мои впечатления далеки от того, чтобы назвать их восторженными, сам фильм, безусловно, дает немало поводов для размышления и достоин того, чтобы о нем поговорить.


Рейх дрожит от еврейских террористов


С самого начала фильм захватывает внимание зрителей, держит в напряжении. Тарантино, как опытный рассказчик, смакует каждую деталь, расставляет паузы, варьирует интонацию, придумывает новые подробности, и делает все это смачно.
Много мы видели сцен обыска фашистами домов с целью обнаружения партизан, евреев и съестных припасов. Казалось бы, что здесь можно изобрести? Но такого эффектного действа, которое снял Квентин, признаюсь, не могу у кого-то припомнить.
Ярко. Психологично. А щепки, летящие от деревянного пола во время автоматных очередей? Просто гениально!
И даже маленькая ложка дегтя в конце эпизода в виде беспричинного отпускания эсэсовцем еврейской девушки, не сильно омрачает увиденное. Допустим, что этот полковник СС Ганс Ланда – просто странный человек.

Дальше идет история о создании «Бесславных ублюдков» - спецгруппы евреев, совершающей рейды по тылам противника и наводящей ужас на немецких солдат. Именно этому подразделению, как выяснится позже, принадлежит основная заслуга в деле разгрома гитлеровской Германии еще в 1944 году.

Выбор еврейских диверсантов на роль могильщиков Третьего Рейха я воспринял не иначе, как тарантиновскую хохму. А потому все рассуждения по поводу исторического соответствия – несоответствия вряд ли будут здесь уместны.

Движение – все. Результат – ничто


Между тем, дальнейшее повествование обнаруживает еще одну странность в манере режиссера, которая имела место в его прежних фильмах, но не выражалась в них столь навязчиво.

В «Бесславных ублюдках» Тарантино задался целью обсмаковать каждую сцену так, как будто она является ключевой. А каждого героя – даже второстепенного – подать зрителю под барабанную дробь и шум аплодисментов. Чего стоит только появление в кадре Жида-Медведя, вышибающего мозги из немцев с помощью бейсбольной биты. Хичкок обзавидуется такому саспенсу.

Кто-то спросит – а что в этом плохого? И я, возможно, соглашусь с данной постановкой вопроса, если мне объяснят, почему даже состоятельные люди едят черную икру и пьют «Вдову Клико» не каждый божий день, а только по праздникам. Или отчего Лучано Паваротти баловал зрителей своим верхним «до» исключительно лишь в концовках арий. Впрочем, ответ известен. И вы его найдете в любом голливудском учебнике по режиссуре: «акцент должен делаться на кульминации истории».

Но мы знаем, что Квентину наплевать на эти самые учебники. Поэтому уже к середине фильма возникает некоторое насыщение зрелищем. О чем я могу судить и по своим ощущениям, и по реакции зала.

Кстати, знаменитые тарантиновские диалоги постигла в «Бесславных ублюдках» та же самая участь. Да, они искрометны, ироничны и даже афористичны. Ну почему, черт возьми, каждый персонаж, в кадре должен обязательно участвовать в этом соревновании остряков-любителей?

Сюжет подкачал


Насколько хорошо выписана в фильме каждая сцена, на столько скучен и незамысловат его сюжет сам по себе.
Конечно, герой может эффектно и долго идти по длинному, темному коридору под завораживающую музыку, от которой мурашки бегают по коже. Но рано или поздно он должен куда-то прейти. А вот с этим у Тарантино проблемы. Особенно, если вы пытаетесь задумываться о смысле происходящего.

«Бесславные ублюдки» с помощью известной актрисы задаются целью проникнуть на премьеру в кинотеатр, где соберется вся верхушка гитлеровской Германии во главе с самим фюрером, и разнести зал в щепки. Примерно такие же планы строит и хозяйка кинотеатра – еврейская девушка, потерявшая в прологе фильма всю свою семью, и сама случайно вырвавшаяся из лап нацистов. Напрасно зритель ждет хитросплетений двух этих линий сюжета. Как автострада Нью-Йорк - Лос-Анджелес они тянуться прямолинейно и параллельно друг другу на протяжении всей картины. И только полковник СС Ганс Ланда, пытаясь сорвать планы врагов Рейха, привносит в повествование хоть какую-то интригу.

Если первая половина фильма, несмотря на отдельные абсурдности, больше походит на стильный боевик военной тематики, то ближе к концу градус маразма вырастает настолько, что даже в жанре «эксцентрического фарса» «Бесславным ублюдкам» становится тесно. Например, проницательный и дьявольски умный полковник, вдруг начинает вести себя как самая распоследняя блондинка, собственноручно подкладывая под кресло фюреру толовые шашки с часовым механизмом, а потом обсуждая в открытом радиоэфире с англичанами цену своего предательства.
Я уже не говорю про расстрел Гитлера и всей нацисткой верхушки еврейскими диверсантами.

Попранная история


Не согласен с теми, кто говорит, что в «Бесславных ублюдках» нет новаций.

Тарантино в этом фильме решился на большой эксперимент – попытку полного игнорирования исторических реалий в пользу «красного словца». И говорю я не о развесистой клюкве в виде дальней голосовой радиосвязи во времена нацистской Германии. Подобные вещи современный зритель проглотит и не поперхнется.
А вот судьбы руководителей Рейха, полагаю, известны всем. Отдельные критики, в связи с этим, поспешили обвинить автора в том, что он, образно выражаясь, «насрал в вечный огонь» и «устроил танцы на костях Бухенвальда». Я бы не стал так серьезно относиться к развлекательному жанру, где все события априори – выдумка и фарс.

Как прагматику до мозга костей, мне интересуют подобные опыты исключительно в плане того, выиграл или проиграл от них фильм в целом. А судить об этом можно по-разному.
С моей точки зрения, вполне достаточно, если бы главные герои ухлопали в финале не фюрера, а несколько сотен заслуженных генералов СС и вермахта. Психологический эффект почти тот же, а с историей вопиющих разногласий нет – кто этих немецких генералов считает?

Здесь уместно будет сравнить «Бесславных ублюдков» с комедийным фарсом Ури Жерара «Ас из Асов» (Жан-Поль Бельмондо в главной роли), в котором тренер французской сборной по боксу тоже имел все шансы расправиться с Гитлером, но предпочел этого не делать, отчего фильм получился стилистически более выдержанным.

Однако Тарантино любит похулиганить. Поэтому, надо-ненадо, - а получай фашист гранату. Приблизительно те же побудительные мотивы толкают режиссера на показ пытки, которую применяет командир «Бесславных ублюдков» Альдо Рейн к актрисе, подозреваемой в предательстве. Чтобы заставить девушку говорить, он засовывает палец в отверстие, образовавшееся в ее ноге от пулевого ранения. Вся эта затея не имеет никакого смысла и нужна, вероятно, только для того, чтобы насладиться в полной мере процессом истязания.
Не менее хороши в этом отношении и сцены удушения, разбивания головы, снятия скальпа.

Хотя, если говорить о склонности режиссера к «скандальности» - она у него всегда строго дозирована. Согласитесь, чтобы изобразить Геббельса в момент трахания секретарши, – много смелости не надо. Кто за него заступится? А вот заменить бы Геббельса на Черчилля. Настоящий скандал бы получился. Да только родственники в суд подадут за попрание чести и достоинства.

А в чем же соль?


Что еще меня расстроило в фильме - так это его совершенно размытый месседж. А ведь без этой заморской штуки любой рассказ неминуемо превращается либо в поток сознания, либо в бессвязное зубоскальство.
Конечно, если пытаться вытащить смысл из отдельных сцен, то можно говорить и антифашистской направленности фильма, и о синемафильских нотках в повествовании.
Но, посмотрите, что мы имеем финале?
Хозяйка кинотеатра убита, «Бесславные ублюдки» потерпели фиаско, а многие из них убиты. На белом коне только полковник СС Ганс Ланда, которому остается пересадить кусочек кожи с задницы на лоб (евреи вырезали у него на лбу свастику), чтобы счастливо доживать свои дни на собственной вилле, принимая солнечные ванны и попивая красное винцо. Так что же получается? Подлецы, садисты и предатели торжествуют?

Я нисколько не сомневаюсь в том, что новый фильм Квентина Тарантино ждет зрительский успех. Однако жаль, что в этом большом, сочном блюде под названием «Бесславные ублюдки», оказалось так много пищевых добавок с индексом «Е». А они - на любителя.

Вердикт: забавная хрень. Не лучше «Криминального чтива», но не хуже «Убить Биллов».

Оценка: 7,5 (по 10-бальной системе)


Валерий МИШАКОВ











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова