Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Кинорубка > Юрьев день



Популярные статьи
Метро
Кочегар
Кислород
Петя по дороге в Царствие небесное









Юрьев день. Рецензия.

Юрьев день Юрьев день

Продолжительность: 120 мин.
Жанр: драма
Режиссер:Кирилл Серебренников
Сценаристы: Юрий Арабов
Оператор: Олег Лукичев
Композиторы:
Художник: Юрий Григорович
Продюсеры: Наталья Мокрицкая
Год выпуска: 2008
Актеры: Ксения Раппопорт, Роман Шмаков, Евгения Кузнецова, Сергей Сосновский, Андрей Смирнов
-------------------------------------------------------------------------------

Помниться, после выхода на экраны первого фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» я упрекал режиссера за привнесение в кинематограф театральной эстетики.
А посему, после просмотра «Юрьева дня», сразу же спешу засвидетельствовать - человек учел конструктивную критику. Стилистически преобразился. Предстал в новых гранях своего таланта. Правда, без косяков не обошлось и на этот раз.



Новый классик пришел


Снятый по сценарию мэтра кинодраматургии Юрия Арабова фильм смотрится по началу как песня. Тончайшая проработка каждого эпизода, пластичность, внутрикадровый монтаж вместо популярного ныне MTV-ишного мелькания кадров – все свидетельствует о том, что к созданию картины приложил руку настоящий мастер.

Быть может, кто-то из зрителей обвинит режиссера в излишней многозначительности, подробности и затянутости повествования. Но поскольку фильм, без всякого сомнения, является артхаусным, все эти придирки апологетов мэйнстрима автоматически теряют силу.

Одним словом, радостное ощущение шедевральности материала неумолимо нарастает по мере просмотра. А происходит в фильме вот что.
Оперная знаменитость по имени Любовь (актриса Ксения Раппопорт), перед тем как уехать по выгодному контракту за границу, решает посетить вместе с сыном свой родной город, олицетворяющий собой, по задумке Серебренникова, богом забытую русскую провинцию.

Но случается непредвиденное. Юный отпрыск звезды больших и малых театров куда-то исчезает. Растворяется в пространстве и времени.

Первым делом наша героиня звонит в Москву. Может быть, сын просто сбежал домой? Нет, в столице он не появлялся. Тогда она спешит в местное отделение милиции и пытается подать заявление о пропаже человека. Здесь происходит ее первое столкновение с реалиями провинциальной постсоветской базарно-рыночной жизни.

Город - Зеро


Правда, чтобы не возводить напраслину на эти самые реалии, следует заметить, что образ городка, в котором происходит действие фильма, носит скорее сюрреалистический, чем документальный характер. Это некий Шахнозаровский «Город – Зеро». Где приметы нашего времени соседствуют с метафизикой полнейшего безвременья.

Сначала брать заявление в милиции отказываются. Не прошло, мол, еще трех дней. Но начальник уголовного розыска, повадками похожий на Глеба Жиглова, проявив сочувствие к мольбам женщины, все же начинает поиски.

Вместе они посещают монастыри, психбольницы и прочие заведения, где бесследно может сгинуть любой гражданин нашей необъятной родины. По утверждению блюстителя порядка, кстати, в России каждый год исчезает более 40000 человек. Но все усилия героев напрасны. Расследование буксует.

Можно ли тянуть сюжет за уши


В этот момент киноповествования возникает первая странность. Она выражается в явной неадекватности действий героини. Вместо того, чтобы звонить в Москву своим высокопоставленным знакомым, теребить руководство МВД, прессу, мировую общественность, сулить денежные вознаграждения, ставить на уши местные власти, оперная дива почему-то впадает в полное бездействие, доверив свою судьбу одному единственному милиционеру.

Тут в голову начинают приходить всяческие мысли. А что если этого сына, к примеру, вообще не было. А, может быть, героиня не тот человек, за которого себя выдает?
Интрига закручивается, и зрители с нетерпением ожидают развязки истории.

Но, увы. Здесь происходит перерождение. Фильм, который до этого, как река, тек медленно, но гармонично, именно в том направлении, куда ему велят двигаться силы природы, вдруг стал разворачиваться. Будто какая-то неведомая сила потащила его воды в новое русло. Из живой, дышащей субстанции картины все отчетливее начали проступать чуждые ее фактуре идеи.

Пограничным пунктом, как мне показалось, явилась сцена секса певицы с милиционером. В этот момент психологическая достоверность действия в первый раз мной была поставлена под сомнение. Поскольку любому мужчине известно, что женщина, недавно потерявшая сына, – не лучший объект для сексуальных домогательств.
Да и сама героиня еще несколько дней назад на вопрос милиционера « Сколько Николай Басков в месяц получает?» взрывается и кричит: «Вы что, не понимаете? У меня сын пропал!»

Конец


Как-то один известный режиссер убедительно просил меня никогда не называть финал фильма концом. Это, дескать, вызывает какие-то нежелательные ассоциации. Но в данном случае, конец - это именно то слово, которое наилучшим образом характеризует то, что происходит в завершающей части фильма «Юрьев день».

Мировая знаменитость не находит лучшего выхода, чем навсегда остаться в том городе, куда ее забросила судьба. Она устраивается на мизерную зарплату – нет, не в местную филармонию – в туберкулезный тюремный диспансер уборщицей. А в свободное от такой грязной работы время ходит петь в церковный хор. Да и нет у нее обратного пути. Злоумышленники ведь украли колеса с иномарки, на которой она недавно сюда приехала. Мобильный телефон потерян. Кранты, одним словом.

Вероятно, авторам фильма настолько хотелось донести до нас свой рецепт выхода из кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже веков и тысячелетий, что в жертву этому желанию были принесены и логика сюжета, и психологическая достоверность.

Если каждый на своем месте засучит рукава и будет трудиться, не покладая рук… А еще лучше не на своем. Струны дергать и глотку драть – каждый умеет. А вот дерьмо отскребывать... Это ли не разумное применение для разных там Вишневских и Хворостовских. Вот тогда и страна с колен поднимется.

Конечно, я был бы рад, если бы Абрамович раздал свои сокровища сиротам, а сам пошел на буровую простым рабочим, сменив дворец в Лондоне на общежитие барачного типа. Но для этого ведь требуются какие-то экстраординарные причины. В виде, например, удара разводным ключом в темечко и полной потери памяти.

Жизнь, увы, дает нам не слишком много примеров подобного рода. Я не знаю не одной звезды даже уездного масштаба, намывающей сортиры из соображений высшего порядка. Быть может, Серебренникову и Арабову с этим повезло больше.

Последние 20 минут фильма – это потуги, разной степени успешности, выдать желаемое за действительное. Но все попытки авторов свести концы с концами, встречают отпор со стороны ими же выдуманных героев. Фактура картины сопротивляется притянутой за уши идее.

Триумф Серебренникова был так близок…Да Арабов подкачал.

Оценка: 6,5 (по 10-бальной системе)

Валерий Мишаков











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова