Отзывы на статьи бывают разными.
Начнем с того, что чаще всего их вообще не бывает.
Далеко в прошлое ушли времена, когда почтальоны таскали письма читателей в редакцию мешками. И по количеству откликов на ту или иную публикацию можно было судить об актуальности темы и профессиональном мастерстве журналиста.
Сейчас ситуация другая. Редкий выживший из ума пенсионер разразится гневным упреком даже по поводу орфографической ошибки в заголовке. А уж благодарностей за свою работу и вовсе ни от кого не дождешься.
Но все же, иногда вокруг публикаций происходят какие-то невероятные истории.
Вспоминаю, например, такой курьезный случай.
Однажды, на заре эры «пикапа», я написал статью: интервью с одним из главных теоретиков этого движения. В нем он делился своими любимыми приемами знакомства с девушками. Один из них состоял в том, чтобы на выходе эскалатора метро подойти к понравившейся красотке (они постоянно стоят в таких местах) и задать ей вопрос:
- Девушка, вас не Ольгой зовут?
В зависимости от ответа имелись несколько вариантов развития диалога, каждый из которых кончался знакомством.
Для пущей эффектности я придумал для статьи следующий финал:
«После нашей беседы я возвращался в редакцию. В голове вертелись обрывки каких-то мыслей и фраз. Пересекая переполненный народом вестибюль станции метро «Маяковская», я заметил удивительной красоты девушку. Она стояла у газетного киоска с видом скучающей феи и, видимо, кого-то ждала.
Пройдя мимо, я неожиданно для самого себя вдруг развернулся и подошел к ней.
- Девушка, вас не Олей зовут?...»
Конечно, все это являлось плодом моей фантазии.
Но к удивлению, через пару недель в редакцию пришло письмо, адресованное мне лично.
Девушка по имени Ольга извинялась за то, что не слишком ласково обошлась со мной на станции «Маяковского», поскольку не предполагала, что это был мой первый донжуанский опыт. Предлагала встретиться в любое время.
Но самый необычный и волнующий отклик на свою статью я нашел случайно в Интернете.
Она была написана на скорую руку для сайта фотокритики. И называлась -
«Железные правила плохого фотоснимка»
Дело в том, что большинство фотолюбителей не способно воспринимать какие-либо замечания по поводу своих работ. В какой бы корректной форме вы их не высказывали.
Чтобы заставить авторов обращать внимание на ошибки, я давал им шуточные советы: как проще всего испортить фотоснимок.
Статья имела большой успех, и теперь известна, практически, каждому, кто увлекается фотографией.
Но однажды в живом журнале я нашел страницу человека, который покончил жизнь самоубийством. Он увлекался фотографией. На его снимках – ночные улицы, залитые грустным светом неоновых фонарей. Унылые дворы, по которым гуляет ветер. Пустота и безысходность. Он мог бы стать настоящим фотохудожником. Его работы при всех своих недостатках обладали одним несомненным достоинством - они передавали настроение.
В одном из постов я встретил следующую фразу:
"Прочитал замечательный текст для начинающих фотолюбителей, типа меня: «Железные правила плохого фотоснимка».
Без излишней скромности скажу, многие мои снимки сделаны в полном соответствии с этими "железными правилами" :-))"
И два смайлика в конце. Два смайлика среди месяцев сплошного одиночества, отчаяния и безнадеги.
Последняя запись в его журнале пронзительна:
«Если смотреть вверх на падающие снежинки, то кажется будто летишь куда-то далеко- далеко, и никогда уже больше сюда не вернёшься..."
На следующий день тело Сергея Макарова вынули из петли.
И кто знает, совершил бы он этот страшный поступок, если бы улыбок в его жизни было чуточку больше.
Валерий МИШАКОВ
Фото автора