Еще в прошлом веке было подмечено, что в развитии техники наблюдаются определенные закономерности. Любая техническая система, будь то самолет, винтовка или швейная машина, видоизменяется с течением времени ни абы как, а сообразно некоторым законам.
Осознав этот факт, изобретатель Г.С. Альтшуллер, например, предложил свой алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ, который со временем перерос в теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Главная идея этого эвристического инструмента заключалась в том, что решая какую-либо техническую проблему, мы можем сконцентрировать свое внимание только на тех вариантах, которые видоизменяют нашу техническую систему в направлении, диктуемом основными законами развития техники. То есть перейти от беспорядочного перебора возможных решений к целенаправленному поиску ответа в определенных направлениях.
Что и сделало ТРИЗ одним из самых эффективных инструментов технического творчества.
Естественно, изучению этих закономерностей развития было уделено особое внимание. Эта, так сказать, наука была выделена в отдельную дисциплину – ТРТС (Теория развития технических систем).
Среди различных закономерностей развития технических систем главенствующую роль играл закон повышения «идеальности» технических систем.
Под «идеальностью» понималось отношение полезного функционала технической системы к совокупным затратам на ее функционирование.
Идеальность = Сумма полезного функционала/ Сумма всех затрат
Основной закон гласил, что эта «идеальность» в процессе развития технических систем никогда не уменьшается, а постоянно увеличивается.
Возьмем для примера такую всем известную техническую систему как карманный фонарик.
К полезному функционалу в этом случае можно отнести силу света, вес, компактность, длительность свечения, возможность изменять угол светового пучка, возможность регулировать яркость, наличие различных режимов свечения ( мигание), ударопрочность, срок службы, водонепроницаемость и т.д.
К сумме затрат – стоимость фонарика, стоимость батареек или аккумуляторов, стоимость утилизации и т.д.
Многие из этих величин достаточно абстрактны и не поддаются точной количественной оценки. Но суть все равно ясна. Чтобы увеличивать «идеальность» технической системы мы должны максимально увеличивать полезный функционал и понижать затраты на создание и функционирование технической системы.
Однако одна из закономерностей развития технических систем, казалось, противоречит главному закону.
Дело в том, что многие производители почему-то увеличивали затраты на производство с целью придания своему изделию более эффектного внешнего вида, который, вроде бы, никак не увеличивал полезный функционал товара. Появилась даже такая наука как
промышленный дизайн, которая как раз и решала задачи, связанные с внешним видом изделий.
Вот перед нами два фонарика. Предположим, что по своим техническим характеристикам они одинаковы.
Какой фонарик купили бы вы?
Оказалось, что многие потребители готовы переплатить, но приобрести более красивое, более модное изделие.
Проблема лишь в том, что представления о моде и красоте очень не постоянны. То, что считалось верхом совершенства вчера, сегодня может выглядеть устаревшим и даже уродливым.
Чудо немецкого автопрома – Мерседес Бенц 230, на котором рассекал по Берлину Штирлиц, - в наше время вызывает умиление лишь в узком кругу ценителей ретро-автомобилей. Все это, конечно, усложняет задачу промышленного дизайнера. Но даже в отсутствие жестких критериев, основываясь на своем внутреннем понимании прекрасного, настоящий профессионал дизайна способен создать такой облик технической системы, который будет удовлетворять некие скрытые эстетические потребности покупателя.
То есть мы приходим к тому, что тот же фонарик удовлетворяет не только потребность человека видеть ступеньки в темном подъезде. Человек кроме этого желает еще обладать красивой вещью, желает выглядеть в глазах окружающих модным. Все это ему и дает промышленный дизайнер.
Таким образом, дизайнерское изделие кроме стандартных потребностей дополнительно удовлетворяет некие эстетические потребности, тем самым увеличивая числитель в формуле «идеальности» технической системы, толкая ее по пути магистрального развития. Конечно, если цена расплаты за красоту не будет чрезмерной.
Проблема безликости промышленных изделий особенно остро встала в XIX веке, когда стало набирать силу машинное производство и техпроцессы штамповки. Теоретик искусства Дж. Рескин, например, считал, что машинное производство убивает изделия, их производителей и потребителей. Предлагал даже вернуться к ручным ремесленным технологиям.
Но, как мы знаем, развитие производства пошло другим путем. А именно, путем внедрения промышленного дизайна в процесс подготовки машинного производства изделия.
Валерий Мишаков