Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Баланс белого при фотосъемке


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии.
Дешевые фотоаксессуары








Баланс белого при фотосъемке

Как добиться правильного баланса белого во время фотосъемки?


Баланс белого в фотографии

Зрение человека устроено так, что белые объекты при любом освещении – будь то тусклый свет свечи или яркие солнечные лучи - всегда кажутся нам белыми. За это нужно благодарить наш мозг, который вносит автоматические поправки к электрическим импульсам от зрительного нерва.

К сожалению, матрица цифрового фотоаппарата не обладает такими возможностями. Для того, чтобы она правильно передавала соотношение цветов в кадре, фотограф должен предпринять ряд действий во время съемки и после нее, в момент изготовления окончательного цифрового фотоснимка.


Но прежде чем об этих действиях говорить, напомню кратко о такой важной характеристике освещения, как цветовая температура.

Любой источник света, с которым мы имеем дело в фотографии, излучает непрерывный спектр тепловой природы, сходный с излучением «абсолютно черного тела» нагретого до той или иной температуры.

Так горящая свеча имеет спектр излучения, соответствующий излучению «абсолютно черного тела» разогретого до 1800 градусов Кельвина. Поэтому говорят, что цветовая температура света свечи равна примерно 1800 К.
Цветовая температура лампочки накаливания: 2200 -2800 К.
Лампы дневного света: 3800 – 4000 К.
Дневного солнечного освещения: 5000 – 5500 К
Фотовспышки: 5500 К
Освещения в пасмурную погоду: 6500 – 8000 К

И вот для того, чтобы фотокамера отразила правильное сочетание цветов, ей нужно знать цветовую температуру освещения.

Конечно, есть жанры фотографии, в которых установка правильного баланса белого во время фотосъемки не так актуальна. Например, она мало волнует тех фотографов, которые делают черно-белые снимки. Но портретист или свадебный фотограф без правильного баланса белого просто погибнут.

Для того, чтобы перед фотосъемкой сообщить камере информацию о цветовой температуре освещения, нам необходимо зайти в меню настроек камеры и в пункте «Настройка баланса белого» выбрать один из вариантов.

Обычно в меню большинства фотоаппаратов присутствуют такие настройки:
Меню настройки баланса белого

Рассмотрим их по порядку.

1. Автоматическая настройка баланса белого.

Если вы выбираете значок AWB авто, фотоаппарат, используя определенные алгоритмы, попытается сам определить цветовую температуру освещения и установить правильный баланс белого.

Большинство начинающих фотографов только так и поступает, полностью доверяясь автоматике камеры.
Но в автоматическом режиме баланс белого устанавливается не всегда корректно.
Существенные сбои возникают в случае, если значительную площадь кадра занимает объект какого-то одного цвета. Например, если вы буде снимать человека на фоне желтой, синей, красной, зеленой или любой другой однотонной цветной стены. В такой ситуации правильного баланса белого в автоматическом режиме вы никогда не получите.

Также наблюдаются существенные ошибки, если снимаемый объект освещен несколькими источниками света с разной цветовой температурой. Например, если вы снимаете в помещении, освещенном лампами накаливания, подсвечивая лампой-вспышкой.

Примером того, что зачастую получается в подобных ситуациях, может служить мой снимок композитора Исаака Шварца, сделанный в режиме автоматического баланса белого.
Как видим, цветовой баланс ушел в желто-красные тона по причине цветастых обоев на стенке и использования вспышки в дополнении к комнатному освещению.
Композитор Исаак Шварц
Композитор Исаак Шварц

Тем не менее, автоматическим балансом белого вполне можно пользоваться в тех случаях, когда в кадре нет преобладания какого-нибудь одного цвета, а также присутствуют объекты нейтральных цветов. Черного, серого, белого.

2. Пресеты баланса белого для различного освещения.

Следующие шесть пунктов меню позволяют выбрать фиксированный баланс белого, исходя из конкретных условий освещения:
- Фотосъемка в солнечный день на солнце -
- Фотосъемка в солнечный день в тени -       
- Фотосъемка в облачный день на улице -     
- Фотосъемка при свете ламп накаливания -
- Фотосъемка в свете ламп дневного света -
- Фотосъемка с использованием вспышки -   

Большинство из этих настроек не слишком полезно. Дело в том, что цветовая температура в солнечный день или в пасмурную погоду варьируется в достаточно широких пределах.
То же самое можно сказать о лампах накаливания или дневного света. Их цветовая температура зависит от конкретной модели, фирмы изготовителя и мощности. Поэтому фиксированные установки дают очень приблизительный результат.

Их имеет смысл использовать только в тех случаях, когда автоматический баланс белого совершенно не справляется со своей задачей.

Наиболее употребительные из них – настройка для ламп дневного света и вспышки.
Лампы дневного света имеют очень специфический нелинейный спектр с большими провалами. В результате чего, создают для фотографа большие трудности в процессе настройки баланса белого. Иногда это отбирает много времени и сил. В этом случае часто выручает фиксированная настройка для ламп дневного света. Фотокамера программно исправляет спектр и позволяет получать весьма неплохие снимки.

Настройка для света фотовспышки также дает хорошие результаты в темных помещениях, когда снимаемые объекты подсвечиваются в основном только импульсом вашей вспышки.

Также она просто незаменима при съемках в студии, когда вы используете студийный импульсный свет.
Фотосъемка с использованием студийного импульсного света
Пресет баланса белого для света вспышки

3. Ручная установка баланса белого.

Большинство серьезный фотокамер позволяют установить точный баланс белого применительно к конкретным условиям, в которых происходит фотосъемка.
Обычно этот режим обозначается таким значком -

В зависимости от модели фотокамеры вам будет предложено сфотографировать белый лист бумаги так, чтобы он занимал центральную часть кадра, а потом применить эти настройки на все последующие снимки. Конкретную последовательность шагов вы можете уточнить в инструкции для вашего фотоаппарата.

Этот режим дает хорошие результаты, если, например, все помещение освещено светом одной цветовой температуры. Что бывает далеко не всегда.

Применять такой метод на улице не очень удобно потому, что цветовая температура естественного освещения может меняться достаточно быстро. В зависимости от набежавшего на солнце облака или отраженного от каких-нибудь цветных объектов света.

4. Ручная установка цветовой температуры.

Обычно ее обозначают так:

Многие продвинутые камеры позволяют вам ввести числовое значение цветовой температуры в градусах Кельвина.
Но тут сразу возникает вопрос, а откуда его взять?

Конечно, существуют специальные приборы, называемые колориметрами, которые замеряют цветовую температуру света. Но они очень дороги и, честно говоря, я не видел ни одного фотографа, который бы ими пользовался.

Поэтому, я вижу только один способ применения данной настройки.
Вы вручную устанавливаете приблизительное значение. Например, при съемке в помещении с лампами накаливания вводите значение 2500 К. Делаете пробный снимок.


Если он получается слишком желтым, то устанавливаете меньшее значение, к примеру, 2400 К.
Если снимок слишком синий – увеличиваете значение до 2600 К. Снова фотографируете. И так методом постепенного приближения находите наиболее подходящее значение цветовой температуры.

5. Съемка в формате RAW.

Есть еще один хороший способ, который позволяет вообще не задумываться о балансе белого в процессе фотосъемки.
Если вы снимаете в формате RAW, то в файле сохраняются все данные для того, чтобы установить любой баланс белого на стадии обработки изображения. То есть проблема в этом случае просто откладывается на некоторое время.

Казалось бы, это наилучшее решение.
Но не все так просто. Дело в том, что на обработку снимка в формате RAW для его перевода в используемый повсюду формат JPG, требуется гораздо больше времени. Получается, что за беззаботность во время фотосъемки мы вынуждены расплачиваться более долгим просиживанием у компьютера на стадии обработки изображения.
И тут, как говорится, кому что нравится.

Чтобы максимально упростить последующую обработку снимков в формате RAW, имеет смысл перед началом фотосъемки специально сделать один снимок с так называемой «серой картой». Это такой кусочек пластика или картона, имеющий среднесерый цвет. Стоит он в магазинах недорого, и бывает часто полезен. Если у вас нет «серой карты», то можно обойтись простым листом белой бумаги. Положите лист в кадр и сделайте один снимок. Потом, во время настройки баланса белого в графическом редакторе вам нужно будет просто щелкнуть пипеткой по изображению этого листа, и дело в шляпе.

Мы кратко рассмотрели практически все способы установки баланса белого во время фотосъемки.

В следующей статье мы поговорим, как можно добиться правильного баланса белого во время окончательной обработки снимка на компьютере.

Валерий МИШАКОВ. Фото автора














Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова