Сегодня мы с вами поговорим об освещении для съемки. Несомненно, все согласятся со мной, что это свет является важнейшим изобразительным средством в творческом арсенале фотографа. Недаром слово «фотография» с греческого переводится, как светопись. Так что, уважаемые светописцы, приступим. Итак, какое освещение выбрать для съемки? Этим вопросом задавался наверняка каждый фотограф.
Давайте рассмотрим два вида освещения: естественный свет, и искусственный. Что есть естественный свет? Правильно, это солнце, это и отраженный свет от предметов, от воды, словом, весь тот свет, который нас окружает.
Представим себе такую ситуацию, вам надо снять портрет человека при естественном освещении, предположим на улице. Как поступить? Мы выбрали место, разместили нашу модель, а что дальше? Солнце «лупит в лоб», день яркий и солнечный, модель щурится, нервничает – все, съемка испорчена? Отнюдь! Давайте поищем тенистый участок, с комфортом там расположимся, подождем пока у нашей модели распрямятся мимические морщины, и сделаем пробный снимок. Темновато и серовато! Использовать вспышку? Как вариант, почему бы и нет?
Но мы поступим проще: выдаем домашнюю заготовку – большой белый лист, желательно форматом А2, можно и А1, и кладем его модели на коленки. Что происходит? Отраженный свет подсвечивает нашу модель снизу и создает мягкий и рассеянный свет, что нам и нужно было. А чтобы усилить этот эффект, открываем по максимуму диафрагму на аппарате, тем самым размывая фон и добавляя объем в кадр. Это самый простой пример использования отражателя. Если у вас ростовой портрет, естественно, этот способ не годится. Тогда идем на маленькую «хитрость»: солнце никогда не светит строго вертикально, всегда под углом – вот этим мы и воспользуемся. Вы играли в детстве в «солнечные зайчики»? Помните, как ловили лучик света зеркальцем, а потом его перенаправляли? Вот сейчас мы в эту нехитрую игру и поиграем. Для этого нам понадобится помощник, попросите его встать так, с листом ватмана, чтобы отраженный от солнца свет попадал равномерно на модель. Все оказалось очень просто, правда?
Я привел, конечно, схематичные примеры, в жизни случаются различные ситуации. Но мы ведь фотографы, проявите фантазию, разбудите свое творческое воображение – результат вас порадует, уверяю.
С искусственным светом работать и проще, и сложнее одновременно. Парадокс, но это факт. В чем сложность? В том, что мы можем перемещать свет как угодно, создавая тем самым на снимке невообразимые эффекты. Рассмотрим пример с тем же портретом. Как наименее затратно сфотографировать модель? Арендовать для этого студию? Можно, но съемка будет слишком дорогая. Давайте попробуем решить эту проблему в домашних условиях.
Итак, что мы имеем? Солнечный день на улице, свет в окне, модель и фотоаппарат с выносной вспышкой. Наверняка вы уже догадались: Ставим фотоаппарат в ручной режим съемки, располагаем модель спиной к окну, откуда бьет нам прямо в объектив свет, поворачиваем головку вспышки вверх, на коленки (или стул, рядом с моделью) расстилаем белый ватман, и делаем пробный снимок. По опыту скажу вам: диафрагму лучше открыть полностью, на современных аппаратах существует несколько значений выдержек, при которых затвор открывается полностью и идет синхронизация со вспышкой.
Что происходит? Свет из окна – «контровой» рисует нам объем, свет, отраженный от потолка и от ватмана, высвечивает лицо – «рисующий». С такой нехитрой схемой освещения вполне можно снимать на фоне окна симпатичные портреты. А если еще этот снимок «доработать» в фотошопе и заменить фон, скажем на черный, то получится загадочный и мистический снимок, светящийся, как бы изнутри. Словом, пробуйте, фантазируйте – и помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Материал подготовлен при содействии специалистов-светотехников компании
МИК