Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Ракурс в фотографии


Популярные статьи
Ритм в фотографии
Метафора в фотографии
Скажите «чи-и-и-з»!
Прибамбас для Ихтиандра







Ракурс в фотографии


Как использовать ракурсную фотосъемку для придания
выразительности вашим снимкам?


ракурс

Как ни прискорбно об этом говорить, в фотографической литературе по поводу термина «ракурс» возникла изрядная путаница.
И все потому, что одним и тем же словом искусствоведы стали называть несколько совершенно разных вещей.

Попробуем разобраться в этом вопросе, что называется, по существу.


Начнем с того, что слово ракурс возникло от французского слова raccourcir, которое в русском переводе означает – укорачивать.

То есть изначально словом ракурс назывались перспективные искажения объектов, возникающие на фотоснимке при расположении камеры в верхней или нижней точках съемки. По существу, это та же линейная перспектива, только созданная не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

Ракурс
авт. Platon
Если вы присядете с фотоаппаратом и сфотографируете человека по направлению снизу вверх, то на отпечатанной фотографии(http://fotostudio-fm.ru/) увидите то, что называется ракурсом. А именно, перспективные искажения фигуры с увеличенными ногами и уменьшенной головой.

Много позднее слово ракурс приобрело еще несколько значений. Ракурсом стали называть любую точку съемки. Или даже любую точку зрения фотографа на снимаемый объект. Но все это не более чем метафоры, фигуры речи, в которых пусть разбираются искусствоведы.

Для нас, фотографов, ракурс – это перспективные искажения, которые возникают при съемке снизу вверх или сверху вниз. Однако верхняя или нижняя точка съемки еще не гарантирует того, что на фотоснимке появится ракурс.

Этот момент не учитывают те, кто приписывает открытие ракурса Надару. Действительно, Надар был первым, кто сделал фотографии Парижа с воздушного шара. Но на его снимках совершенно не заметны перспективные искажения.

Но кто же тогда первым применил ракурс в качестве выразительного приема?
Сказать точно сейчас очень трудно. Определенно, это был кто-то из новаторов начала XX века. Возможно, Ласло Моголи-Надь, который был главным идеологом художественной школы Баухауз, призывавший своих учеников отказаться от живописной образности и снимать объекты с новых, необычных точек зрения.

Л. Моголи-Надь. Ракурс Л. Моголи-Надь. Ракурс
Л. Моголи-Надь Л. Моголи-Надь


Но в полную силу этот прием фотосъемки зазвучал в творчестве советского мастера светописи Александра Родченко, который сделал ракурс своим фирменным знаком.

А. Родченко А. Родченко А. Родченко
А. Родченко А. Родченко А. Родченко


Ракурс считается фотографическим выразительным средством, поскольку до изобретения фотографии в живописи он практически не применялся. И, не смотря на то, что используется этот прием уже более 100 лет, своей актуальности для фотографов он не потерял.

Каждый человек, занимающийся фотографией, просто обязан уметь использовать ракурс в той или иной ситуации для придания снимку большей выразительности.

Как и для чего строится ракурсная композиция?
Я уже говорил, что существует два варианта создания ракурса. Съемка снизу вверх или сверху вниз. Если вы снимаете снизу вверх, то вы подчеркиваете высоту, грандиозность, значимость объекта фотосъемки. Здания, заснятые таким образом, кажутся более монументальными, люди – более сильными и рослыми.

При съемке сверху вниз, наоборот, объекты кажутся более приземленными, но при этом в кадр попадает больше пространства, которое окружает снимаемый объект.

Дозировать ракурс нужно тоже с умом. Если менять высоту съемки незначительно, то перспективные искажения на фотоснимке будут не слишком заметны. Однако с их помощью можно, например, исправить недостатки фигуры портретируемого.

Известный голливудский киноактер Сильвестр Сталлоне вписывает в контракты пункт, по которому операторы обязаны его снимать только с нижней точки съемки. Таким образом, он выглядит более высоким и сильным.

Если же вы измените высоту съемки более радикально, ракурс начнет смотреться как выразительный прием, притягивая к себе внимание зрителя.

Чтобы создать ракурс по максимуму, нужно:

- использовать более широкоугольные объективы;
- выбирать объекты съемки с выраженными вертикальными линиями;
- подходить как можно ближе к этим объектам;
- опускать или поднимать точку съемки на сколько это возможно;

Валерий МИШАКОВ







Еще статьи о фотокомпозиции: Ритм в фотографии.


Еще статьи о фотокомпозиции: Метафора в фотографии.


Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов