Думаю, не ошибусь, если скажу, что любой профессиональный фотограф использует режим приоритета диафрагмы гораздо чаще всех остальных режимов фотосъемки. По крайней мере, у меня в этом режиме сделаны более 90% всех кадров.
Зайдите на любой сайт фотографа, относящегося к своему делу ответственно, и вы увидите, что большинство снимков так или иначе строятся на управлении глубиной резкости.
И особенно актуально это становится, когда у вас появляется светосильный объектив, который при открытой диафрагме имеет очень маленькую глубину резко изображаемого пространства.
Чтобы включить режим приоритета диафрагмы на вашей камере, нужно колесико режимов экспозиции повернуть так, чтобы обозначение Av оказалось напротив белой риски.
Поскольку это режим полуавтоматический, от вас требуется только две вещи – установить вручную значение диафрагмы и чувствительность матрицы. Исходя из этих параметров, камера сама рассчитает и установит необходимую для правильной экспозиции выдержку.
Надеюсь, вы уже прочли статью «Что такое диафрагма», и знаете, что , выбирая то или иное значение диафрагмы, мы тем самым меняем глубину резко изображаемого на снимке пространства. Чем диафрагменное число меньше, тем больше будет размыт фон на снимке.
Допустим, мы имеем в своем распоряжении объектив Кэнон 50/1,8 , на котором можно установить диафрагму от 1,8 до 22.
Тогда на диафрагме 1,8 мы получим максимальное размытие заднего плана, что обычно хорошо смотрится на портретных снимках.
Поясню это на примерах.
Ниже вы видите портрет известной актрисы Лизы Боярской, снятый мной объективом Кэнон 50/1,8
Для того, чтобы размыть задний план, который не имел никакого отношения к девушке, и только отвлекал на себя внимание, я установил на камере диафрагму 2.
|
Лиза Боярская. Фокусное расстояние объектива 50мм. Установленная диафрагма - 2. |
Совершенно другая задача стояла передо мной во время съемки артиста Александра Кавалерова (Мамочка), который позировал вместе со своим сыном.
Дело в том, что позади них на стене висела картина, которая как нельзя лучше вписывалась в композицию снимка. Для того чтобы зритель мог одновременно разглядеть и передний и задний планы, я поставил на камере диафрагму 7,1.
|
Александр Кавалеров с сыном. Установленная диафрагма - 7,1. |
Также большая глубина резкости часто требуется для съемки пейзажей. Там нередко используются значения диафрагмы 16 и даже более.
|
Васильевский остров. Установленная диафрагма - 16. |
Я не представляю себе сюжета, где фотографу было бы безразлично, какая глубина резкости получится на выходе. А управлять глубиной удобнее всего в режиме приоритета диафрагмы. Именно по этому он и используется профессионалами наиболее часто.
Валерий МИШАКОВ.
Фото автора.