Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Железные правила плохого фотоснимка


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии
Прибамбас для Ихтиандра









Железные правила плохого фотоснимка


Как научиться делать отстойные фотографии

Тема моей статьи кому-то может показаться надуманной. Неужели это так сложно, щелкая направо-налево фотокамерой, выдать на гора несколько сотен снимков, просматривать которые без позывов зевоты и выражения скуки на лице не сможет даже ваша законная жена? У каждого фотолюбителя в загашнике всегда есть несколько альбомов с подобными шедеврами.


Однако, беда заключается в том, что по статистике каждый тысячный снимок, даже вопреки желанию автора, удается на славу. Избежать подобного конфуза, безусловно, помогла бы теоретическая подготовка. Но получить ее в наше время очень и очень непросто. Ведь литературы по этой проблематике практически не существует.
   Постараемся восполнить образовавшийся пробел, и надеемся, что овладевший нашими правилами фотолюбитель легко сведет к минимуму число своих творческих побед.

1. Все беды от знаний.

Никогда не читайте книг по фотокомпозиции, не ходите на выставки и не покупайте фотожурналы. В противном случае, вы будете обречены смотреть на мир чужими глазами. Не душите свою самобытность, накидывая на нее аркан чьих-то художественных критериев. Помните: "Чукча не читатель, чукча - писатель!".
По этой причине, всем чудакам, посещающим платные фотографические курсы или мастер-классы, настоятельно рекомендую записаться на прием к районному психиатру. Это будет и полезней, и дешевле.

2. Снимайте "мыльницей"

- Главный инструмент фотохудожника - фотокамера. Большинство маститых фотографов высокомерно воротят нос при виде компактных фотоаппаратов, презрительно называя их "мыльницами".
Между тем, эти чудесные камеры имеют целый ряд неоспоримых преимуществ. Они дешевы, малогабаритны, надежны и практичны.
Что толку покупать дорогущую и тяжелую зеркалку от Кэнона или Никона с фирменной сменной оптикой, если сразу же после этого вы сотрете ноги в поисках какого-нибудь софт-фильтра, пытаясь избавиться от мертвящей резкости картинки? Но достаточно купить "мыльницу", как все эти проблемы решаться сами собой.

Предпочтение следует отдавать, конечно, камерам с современными пластмассовыми линзами, установленными на гиперфокальное расстояние(т.е. не требующих наводки на резкость).

- Любителям цифровой аппаратуры определиться с выбором еще проще. Мобильные телефоны со встроенной фотокамерой на сегодняшний день находятся вне всякой конкуренции. Они всегда под рукой, и кроме фотосъемки могут выполнять массу других полезных функций. Говорят, что скоро они начнут комплектоваться и встроенными зубными щетками.


3. Если вы все-таки остановили свой выбор на "зеркалке", то камеры лучше "Зенита" вам не сыскать. В ней есть все, что необходимо фотохудожнику:

- темный видоискатель, отображающий минимальную часть снимаемого кадра;
- самый узкий набор выдержек;
- зеркало, сотрясающее камеру при спуске затвора и не всегда возвращающееся на свое место;
- красивые, блестящие внутренние поверхности(там где должно быть чернение);
- многие модели имеют чудесные матерчатые шторки затвора, замерзающие на морозе;
- самая длительная в мире выдержка синхронизации со вспышкой.
- отсутствие всевозможных буржуйских выпендрежей (автофокусы, моторы, 3D-матрицы, DX коды и т.д.), рожденных, чтобы потакать нежеланию большей части представителей капиталистического общества лишний раз пошевелить руками или извилинами.
- легендарный объектив "Гелиос-44", создающий узнаваемый мутный рисунок кадра;
- надежность работы, характерная для изделий конверсионных советских технологий.



4. К выбору фотопленки нужно относиться с особой щепетильностью. Основываясь на многолетнем опыте, могу сказать, что не было, нет и не будет ничего лучшего, чем просроченная лет на 20 советская пленка марки "Тасма". Цветная пленка типа "ДС" тоже восхитительна. Правда, достать их становиться все труднее и труднее. Приходится подыскивать замену, которая порою бывает не равноценной.

Отсняв очередную пленку - не торопитесь сдавать ее в проявку. Она должна вылежаться. Лучшего места чем теплая, уютная кухня для хранения экспонированных фотоматериалов вам не найти!
По истечении полугода сдайте пленки в минилаб. Мало того, что вы получите великолепного качества снимки, вы еще сэкономите кучу денег. Ведь многие фирмы дают скидки на обработку более 5 пленок за раз.

5. Найдите самый дешевый минилаб для печати своих снимков. В каждом городе всегда есть лаборатория, где хозяева не спешат менять истощающиеся химрастворы, отчего фотографии приобретают самые неожиданные оттенки.

6. Многие фотографы хранят негативы в дорогих пластиковых пакетах. Поверьте - это пустая трата денег. Пленку следует скручивать в рулоны. Это удобно и практично.

7. Мало кто понимает, насколько важно для зрителя знать точную дату съемки того или иного сюжета. Некоторые современные камеры предоставляют вам возможность впечатывать текущую дату прямо в негатив. Обязательно пользуйтесь этой функцией при всех видах съемки. Единственное, о чем приходится сожалеть, это то, что дата появляется где-то сбоку снимка, а не прямо по центру кадра. Но здесь уж ничего не поделаешь - недоработка производителей фототехники.

8. Доверяйте автоматике вашей камеры. Никогда не вмешивайтесь в процесс установки экспозиции. Не для того вы платили бешеные деньги за фотоаппарат, чтобы потом еще за него думать. Умный алгоритм, вложенный в электронные мозги, всегда найдет самое лучшее решение.

9. В магазинах за большие деньги продаются специальные груши для сдувания грязи с передней линзы объектива. Но подобные приспособления ничего кроме улыбки у профессионала не вызывают. Куда более удобно просто сдувать пыль с объектива, а грязь стереть рукавом, слегка смоченным - прошу прощения у эстетов- слюнями.

10. Не ломайте голову в поисках темы для снимков. "Я на фоне памятника", "Моя семья на фоне дачи", "Мой ребенок кушает кашу", "Моя кошка забралась на диван" - вот список проверенных временем сюжетов , которые, несомненно, всегда будут интересны широкой аудитории зрителей.

11. Чаще используйте встроенную в камеру вспышку. Она очень хорошо освещает лицо снимаемого человека и (если повезет) делает зрачки его глаз интригующе красными. Если вы это как-нибудь обыграете, например, нарядите его в красную одежду, то успех вам гарантирован.

12. Фотографируя со вспышкой, старайтесь нажать спуск затвора в тот момент, когда снимаемый человек моргнет. Конечно, это не просто. Требуется молниеносная реакция. Но если вы проявите упорство, удача будет приходить к вам все чаще и чаще.

13. Никогда не наводите резкость на объект, который снимаете. Эта привычка - ни что иное, как проявление психологической инерции мышления. Гораздо интереснее выглядят снимки, на которых, например, размытое лицо вашей подруги проецируется на резкие обои. Будьте хоть в этом оригинальны.

14. Снимайте портреты широкоугольником. В любой книге написано, что он усиливает ощущение глубины пространства.

15. При съёмке портрета поставьте человека прямо перед камерой, желательно против солнечного света(чтобы он не жмурил глаза). Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, напряженный взгляд в объектив, глаза выпучены. Долго стоять в такой позе очень трудно. Поэтому пусть модель проделает все это по вашей команде "Чи-и-из". Если в кадр, кроме лица портретируемого, попадут еще чьи-то ноги, руки, затылки, то это только улучшит композицию снимка.

16. Если у вас в кадре есть линия горизонта, размещайте ее прямо посередине. В крайнем случае - под небольшим углом к краю кадра. Пусть заваленный горизонт будет вашей фишкой (в смысле - фирменным приемом), по которой зритель безошибочно будет определять ваше авторство.

17. Малоопытные фотолюбители склонны преувеличивать значение резкости снимка. Между тем, фотография, на которой все четко и ясно видно - вызывает скуку. Куда более интересна карточка со смазанным рисунком. Я заметил, что на многих международных фотоконкурсах такие снимки чаще всего получают первые призы. Поэтому, снимать нужно в движении, активно вращая камеру из стороны в сторону. И уж, конечно, не уподобляйте себя нафталиновым мастерам светописи, таскающим на горбу тяжеленные фотоштативы.

18. Очень полезно время от времени интриговать своих зрителей. С этим очень хорошо справляются снимки, на которых, например, сразу не разберешь - где верх, где низ. Еще лучше фотографии, на которых вообще не понять, что изображено. Когда человек окончательно запутается в догадках, небрежно поясните ему на словах:
"Это стена соседнего дома в лунном свете. А вот эта тень - моя рука".

19. Если вы перепробовали все приемы, а снимок все равно получается хорошим, беритесь за печать фотографии самостоятельно. Будьте уверены, в позитивном процессе можно испортить любой, самый удачный снимок.


Валерий МИШАКОВ










Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова