Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Как передать движение на снимке


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Ритм в фотографии
Скажите «чи-и-и-з»!
Прибамбас для Ихтиандра









Как передать движение на снимке

Способы усиления динамики в фотографии


Движение в кадре
Ян Саудек

На первый взгляд может показаться, что фотография и движение - вещи не совместимые.
Ведь тем и интересен снимок, что останавливает, фиксирует выбранное нами мгновение жизни.
На заре эры светописи фотографы действительно испытывали существенные трудности при съемке быстродвижущихся объектов.

Об этом свидетельствуют, например, снимки спортивных состязаний тех лет.
Застывшие, как статуи, люди с ядрами, копьями и дисками больше похожи на позирующих фотографу моделей, чем на участников соревнований.

Макс Пенсон
Фото Макса Пенсона 30-е годы ХХ века.
Примером может служить фотография Макса Пенсона, сделанная в 30-х годах ХХ века. Не смотря на характерную позу спортсменки, изображение почему-то выглядит статичным.

Однако путем проб и ошибок авторы быстро нащупали приемы, которые позволили им эффектно передавать состояние движения в кадре.
Сейчас этими приемами в совершенстве должен владеть каждый профессиональный фотограф.



1. Резкий движущийся объект на фоне смазанного заднего плана.
Этот прием основан на одной из особенностей человеческого зрения. Если наш глаз сопровождает быстро движущимся объект, то неподвижный фон кажется нам смазанным. Будучи воспроизведенным на фотографии, этот прием вызывает иллюзию движения.

Движение в фотографии Движение в фотографии

Чтобы сделать такой снимок, фотограф должен во время нажатия на спуск камеры поворачивать ее вслед за снимаемым объектом. При этом длительность выдержки должна быть достаточной для смазки фона.
Подобрать скорость движения камеры и выдержку таким образом, чтобы спортсмен оказался в идеальной резкости – задача не из легких. Как правило нужно снимать большое количество дублей, чтобы потом выбрать один самый удачный.

2. Размазанный движущийся объект на фоне резкого переднего или заднего плана.
Этот прием во многом аналогичен предыдущему. Когда мы фиксируем взгляд на неподвижных предметах, любой движущийся в поле нашего зрения объект кажется нам размазанным.

Движение в фотографии Martin Roemers
автор: Martin Roemers

Чтобы получить такого рода снимок, фотокамеру следует держать неподвижно, а выдержку подбирать в зависимости от скорости движения объекта. Она не должна быть слишком короткой.

3. Все размазано.
Как ни странно, в некоторых случаях и такой вариант возможен.
Однажды на выставке великого Пикассо я имел удовольствие насладиться одним из его творений, которое, кажется, называлось - «Купание девиц». Оно представляло собой набор цветных размазанных пятен. Вот только понять, где девицы, а где река, я так и не смог.

При всем уважении к мастеру, призываю фотолюбителей не доводить дело до таких крайностей. Желательно, чтобы на снимке, сделанном с помощью этого приема, зритель все-таки мог понять, что и куда движется.

Движение в фотографии Движение в фотографии


4. Движущийся объект в последовательных фазах движения.


Этот прием основан на многократной экспозиции одного кадра или фотомонтаже. На одном снимке мы видим последовательные позиции снимаемого объекта в процессе его движения в кадре.

Фотосъемка движения Движение в фотографии
автор: Дмитрий Ловецкий


5. Объект в фазе движения, не мыслимой для статики.


Подобного рода снимки делаются с короткой выдержкой, способной «заморозить» движущийся объект в кадре. Но парящих в воздухе людей и собак не бывает, как не бывает и стоящих на передних копытах лошадей. В этом случае зрителю совершенно очевидно, что снимаемый объект двигался, поскольку снять все это в статике невозможно.

Движение в фотографии Движение в фотографии


6. Показ движения через "знак".


Этот способ обозначения движения можно назвать опосредованным.
Например, на нижнем снимке мы видим льва. Ни он, ни фон вокруг него не смазан. Его поза вполне статична. Но мы с вами совершенно уверены, что он бежит. Почему?
Движение выдают брызги воды. С точки зрения семиотики, брызги в данном случае – «знак» движения. Есть брызги, значит, есть движение.

Точно также могут «проявлять» движение любые другие эффекты, неразрывно с ним связанные в силу физических законов. Разлетающиеся струи песка, комьев земли. Пыль, клубящаяся за движущимся автомобилем. Все это «знаки» движения, которые можно и нужно использовать

.
Движение в фотографии Движение в фотографии


Некоторые дополнения


Чтобы закончить разговор о способах передачи движения в кадре, напомню еще о существовании двух приемов композиции, способных усиливать динамичность фотографии. Сами по себе они не могут создать ощущение движения, но в сочетании с шестью вышеперечисленными приемами работают очень успешно.

- Диагональная композиция кадра:

Движение в фотографии Движение в фотографии


- Неравновесная композиция:

На этих снимках авторы вместо того, чтобы поместить движущийся объект в центр кадра, сместили его к краю, оставив в направлении движения гораздо больше пространства, чем позади. Отчего ощущение движения только усилилось.
Движение в фотографии Движение в фотографии


Есть еще два момента, которые мне хочется здесь прояснить.

Движение в фотографии
Если вы при съемке движущихся объектов будете использовать не один, а несколько приемов, то результат от этого только выиграет.

Например, на данном снимке спортсмен заснят в одной из характерных фаз движения (прием 5), плюс к этому, следы талька, тянущиеся за ним, обозначили его траекторию движения (прием 6).


Движение в фотографии
автор: Дима Зверев
Если какое-то из правил съемки движущихся объектов вы примените к объекту неподвижному, то на снимке возникнет иллюзия его движения.


Валерий МИШАКОВ














Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов