Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Скажите «чи-и-и-з»!


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии
Прибамбас для Ихтиандра









Скажите «чи-и-и-з»!


Постановочная фотография. Суррогат или квинтэссенция фотожурналистики



Однажды молодой фотокорреспондент получил задание от редакции. Нужно было сделать иллюстрации к статье на тему: «Проституция на дорогах».
Как истинный поборник документализма, наш юный друг тут же отправился через весь город на перекресток проспектов Ветеранов и Маршала Жукова, где, по некой информации, ближе к вечеру жрицы любви разворачивали оживленную торговлю собственными телами. Но запечатлеть этот процесс «на цифру» оказалось не так-то просто. В скудном свете уходящего дня телеобъектив выдавал сплошную «мазанку».

Тогда фотокорр, вообразив себя настоящим папарацци, достал широкоугольник и начал подходить все ближе и ближе к увлеченным делом красоткам.
Но самым прискорбным оказалось то, что за работой девушек издалека наблюдали два атлетически сложенных мальчика. Они тут же подошли к представителю прессы и выразили справедливое возмущение его незаконными действиями. Камеру чудом удалось спасти, а вот без травм дело не обошлось.

На следующий день, весь в боевых ссадинах, юноша появился на работе и гордо сдал билдредактору десяток смазанных, серых снимков, на которых не возможно было понять, что собственно изображено.
Выход материала оказался под угрозой. В воздухе запахло грозой. Но спас сиьуацию другой более опытный фотограф. Он взял секретаршу и первого попавшегося под руку мужика, подвел их к своей машине, расставил в нужных позах, как того требовал сюжет, и через десять минут отличный постановочный снимок был в полном распоряжении верстальщиков.



Жизнь - театр


Разбушевавшаяся соседка Постановочная фотография как жанр весьма востребована в печатных СМИ. Существует множество тем, иллюстрировать которые репортажными снимками более чем затруднительно.
Вот, например, готовится статья о психически ненормальной женщине, которая устроила дебош в своей коммунальной квартире, за что была принудительно помещена в дурдом.
Что вы будете делать? Ведь для выполнения этого задания средствами честной репортажной фотографии вам и года будет мало.

Здесь-то и приходит на помощь ее величество постановка. Немного режиссерской импровизации, не выходя из стен редакции, и дело в шляпе. Осталось только заменить на фотографии фон и поставить ее на полосу. Но это уже не ваша работа. Причем, заметим, что очевидная наигранность постановки нисколько не снижает ее иллюстративной ценности. Читатель и не пытается строить иллюзий относительно правдивости изображения. Он воспринимает снимок как некое подобие карикатуры или коллажа.

Существует ли чистый репортаж


Совершенно другая ситуация возникает, когда фотограф пытается выдать постановочную фотографию за документальную. Но прежде чем говорить на эту тему, неплохо было бы сначала разобраться, а что собственно мы подразумеваем под понятием «постановочная фотография».
При всей кажущейся очевидности ответа, тут есть над чем подумать. Вероятно, постановка существует там, где происходит вмешательство фотографа в снимаемую ситуацию.

Но возможно ли сделать снимок без всякого вмешательства в жизнь?
Теоретически, да. Например, когда вы работаете скрытой камерой. В этом случае окружающие не замечают процесса фотосъемки и ведут себя естественным для себя образом.
Но в большинстве случаев условия скрытности соблюсти не удается. Вы находитесь, например, в толпе демонстрантов. У вас на шее висит фотокамера. Замечая вас, люди начинают строить рожи, махать знаменами и транспарантами, выкрикивать лозунги, другими словами, работать на камеру. Можно ли считать такую съемку чисто документальной?

Как ни странно, в начале двадцатого века на похожий вопрос искали ответ физики, занимающиеся квантовой механикой. Оказалось, что у элементарной частицы можно измерить только один параметр. Например, скорость. Но при этом все другие параметры становятся совершенно неопределенными. Это так называемый принцип неопределенности Гейзенберга. Его сущность состоит в том, что инструмент, с помощью которого производится измерение, неминуемо оказывает воздействие на мельчайшие частицы материи, вносит помеху, и делает дальнейшие измерения бессмысленными.
Наверное, нечто подобное мы наблюдаем и в фотографии. Практически любая попытка запечатлеть живой объект приводит к той или иной ответной реакции, искажающей действительность.

Критерий правдивости


Но если дело обстоит именно так, то где находится тот Рубикон, переходить который уважающий себя фотограф не имеет право?
Чем больше я живу на этом свете, тем очевиднее для меня становиться действенность старого принципа – «победителей не судят».

автор:Кристина Гарсия Родеро
автор: Кристина Гарсия Родеро
Если вам удалось сделать эффектный снимок, то зрителю, как правило, до лампочки, с помощью каких средств и ухищрений достигнут результат.

Было ли это чистое фотонаблюдение, или же вы активно режиссировали процессом, расставляя всех действующих лиц по своим местам, подсказывая позы, жесты и мимику.
Главное, чтобы не были видны уши фотографа, и снимок смотрелся естественно.

Говорят, что в таком известном фотоагентстве как «Магнум» сотрудникам под страхом увольнения запрещается использовать постановку. Не понятно мне только одно - где они находят экстрасенсов, очищающих зерна от плевел. Попробуйте, например, угадать, купаются ли в грязи дети на снимке Кристины Гарсия Родеро для собственного удовольствия, или их мотивируют пять долларов, полученные от фотографа.

Фиксация или выдумка


В жизни это происходит так. Фотокорреспондент выбирает тему съемки или получает задание от редакции. Приходит на место. Если очень повезет, и события сами по себе развернутся в нужную сторону, то ему останется только щелкать затвором и выбирать наиболее выигрышные ракурсы. В мире не существует ничего лучшего, чем выразительный репортажный снимок. Ни один самый гениальный ум не может придумать таких удивительных и тонких сюжетов, которые нам время от времени подбрасывает жизнь. Если вам удалось сделать нечто подобное, то это высший пилотаж фотографии.

Но чаще всего бывает по-другому.
Действия нет. Персонаж встает на фоне своего станка, трактора или кульмана, и немигающим взором таращится в объектив. Видимо, так в его понимании должен выглядеть газетный снимок.
Из этой ситуации есть только два выхода. Первый – самый честный и бескомпромиссный: взять измором. Поселиться в его доме или приходить каждый день к нему на работу. Ждать, когда к вам привыкнут и перестанут замечать. Подгадать выразительный момент и сделать снимок.

Этот метод всем хорош, кроме одного. Он требует огромных затрат времени. Невольно в голову лезут мысли: а будет ли овчинка, в смысле – гонорар, стоить выделки?
Вот тут-то и возникает соблазн пойти, как Ленин, другим путем. Не ожидая милости от природы, самому построить композицию кадра и, так сказать, притащить гору к Магомеду.

А есть ли у вас план, мистер Фикс?


Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать ту простую истину, что любой, даже самый плохой, план лучше его отсутствия. Поэтому предлагаю здесь алгоритм фотосъемки, который кажется мне наиболее работоспособным и универсальным.
Будем исходить из того, что тема съемки у вас есть.

1. Первым делом выработайте свое отношение к теме.

Естественно, что речь идет о том случае, когда это отношение не заданно заказчиком. Например, вы собираетесь посетить детский дом. Но рассказать о жизни этого учреждения можно по-разному. Можно показать как здорово и весело живется сиротам, окруженным неустанной заботой нашего государства. Или наоборот, выдвинуть на первый план мысль, что без родителей и рай не в радость.

Перед тем, как пойти вместе с журналистом к известному актеру Сергею Мигицко, я сосредоточился и представил себе качества характера этого человека, которые было бы неплохо отразить в портрете. Мне рисовался образ разговорчивого одессита, обладающего хорошим чувством юмора и зарядом неиссякаемого оптимизма.

2. Как можно точнее представьте место съемки.

Очень важно знать, где будет происходить съемка. Улица или помещение? Какое освещение? Высота потолков? Какой задний план? Какие там есть аксессуары, и можно ли их включить в композицию?

3. Придумайте несколько сюжетов снимков. Исходя из своего отношения к теме и ресурсов, доступных на месте съемки, придумать несколько сюжетов.
Например, один детдомовский ребенок борется с другим за игрушку, пытаясь вырвать ее из рук.
Человек в противогазе смотрит на черный дым, идущий из трубы ТЭЦ (к статье о том, что тепловые станции вредят экологии).
Пенсионерка в одной руке держит квитанцию за квартплату, а другой подносит пистолет к своему виску (об увеличении коммунальных платежей).

4. Подумайте над тем, потребуются ли вам помощники и дополнительные аксессуары.

Вполне возможно, что на месте съемки нет ничего подходящего для создания необходимой вам композиции. Например, вы едите за город, где собираются строить новую спортивную базу «Зенита». Но работы еще не начались. Нет ни табличек, ни техники. Одно бескрайнее чистое поле.
Как же сделать снимок? Но достаточно прихватить с собой зенитовский шарф, и вы спасены. Привязываете его к дереву и снимаете крупным планом на фоне того самого пейзажа.

Для сюжета о ТЭЦ вам понадобится помощник и противогаз.
В случае с портретом Сергея Мигицко, я прихватил с собой линзу Фринеля. Это такой лист пластика, который работает как увеличительное стекло. Учитывая склонность Сергея к различным шуткам и мистификациям, я надеялся, что он не откажется с ней поэкспериментировать.

5. По прибытии на место съемки попытайтесь сделать снимок без постановки – репортажным способом.

Сергей Мигицко Даже если вы уже приготовили все для постановочной съемки, попытайтесь сначала начать с чистого репортажа. То есть запечатлеть те события, которые идут без вашего участия.

В какое бы вы время не пришли, например, в детский дом, там всегда что-нибудь да происходит. Дети завтракают. Трудятся. Играют. Готовятся к прогулке. Возникают какие-то сюжеты. Возможно, среди них будут и выразительные. Когда журналист начал беседовать с Сергеем Мигицко, я попытался поймать какой-нибудь экспрессивный момент разговора.


6. Попросите персонажа показать, как он обычно делает свое дело.

Егор Стругачев Многие люди чувствуют себя скованно перед камерой. Робеют или нервничают.
Причем, этим грешат не только простые смертные, но даже звезды театра, кино и эстрады.
Если вы видите, что главный герой зажат, то часто помогает следующий прием.

Вы предлагаете человеку показать, как он делает свою работу.
Художник становится за мольберт, композитор садится к роялю, актер гримируется и готовится к роли.
Привычные действия, как правило, отвлекают персонажей от камеры, делают их более естественными.

7. Попробуйте провокацию.

Провокация это метод, относящийся скорее к репортажной фотографии. Неожиданно вы сообщаете персонажу какую-то эмоционально значимую информацию или совершаете заранее продуманное действие. Главная задача – успеть схватить первую реакцию. Потом человек соберется, и снова натянет на себя маску.

Виктор Сухоруков Я не предлагаю вам ставить подножку Филиппу Киркорову, плескать стакан воды в физиономию Жириновского или швырять ботинок в президента.
Все-таки фотокорреспондент и экстремист это не одно и то же.

Хотя я знаю одного авантюриста, который, например, сказал Кобзону: «Иосиф Давыдович, у вас ширинка расстегнута». И воспользовался этим моментом.

По моим наблюдениям, хорошо работают различные провокационные предложения, сделанные в шутливой форме. Очень часто люди на них ведутся, не задумываясь о последствиях.
Когда я снимал Виктора Сухорукова, он спросил: «ну что мне сделать»?
Я в ответ: «Не знаю. Хотелось бы что-нибудь эпатажное. Язык что ли покажите».
В результате получился вот такой портрет.

8. На основе реальной ситуации попытайтесь придумать композицию экспромтом.

Сергей Мигицко Настало время переходить к постановочной фотографии. Но начните не с придуманных вами сюжетов, а с тех композиционных возможностей, которые дает вам реальная ситуация.
Фотограф должен замечать эти "подарки судьбы" на автомате. Так, как замечает за собой слежку опытный разведчик.
Выразительный фон, эффектное освещение, какие-то интересные предметы, связанные с характером или привычками портретируемого,все это может пойти в дело. Я увидев в гримерке у Мигицко футбольный мяч и попросил артиста с ним поупражняться. Ведь всем известно, что он давний фанат "Зенита".

9. Приступайте к постановке заранее придуманной композиции.

Сергей Мигицко Последний шаг – это попытка реализации ваших домашних заготовок.
Объясните героям их роли и задачи. Постарайтесь втолковать им, для чего это все нужно. Расставьте их в кадре. Можно даже провести небольшую репетицию.

Когда Мигицко закончил свой рассказ, я дал ему в руки линзу Фринеля, усадил против окна, закрытого зеленой занавеской, и стал снимать.

Сергей поднес линзу к лицу и начал корчить рожи.
Один из кадров оказался наиболее удачным.
Увеличенная улыбка выхватывает как раз то качество характера актера, которое я хотел подчеркнуть изначально.

Не пытайтесь снимать динамические сцены в статике. Если человек в кадре должен идти, то и во время съемки его надо заставить двигаться. Иначе фотоснимок будет неестественным.

Что интересно, в статью о Сергее Мигицко в результате вошли фотографии, сделанные на 5-ом, 8-ом и 9-ом этапах алгоритма.


Статья о Мигицко Экология

Маньяк Экология

Валерий МИШАКОВ










Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов