Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Акцент в фотографии


Популярные статьи
Как стать папарацци?
Метафора в фотографии
Как передать движение на снимке
Ритм в фотографии








Акцент в фотографии


Все способы управления вниманием зрителя

Акцент в фотокомпозиции

Дьявол кроется в деталях. И не только дьявол… В фотокомпозиции малейший штрих, самый незначительный акцент могут диаметрально изменить восприятие снимка. А потому, приемы управления вниманием зрителя каждый фотограф должен знать на зубок. Все эти приемы не являются продуктом безответственного фантазирования бездельников-искусствоведов, а напрямую вытекают из законов визуального восприятия.


Существует несколько приемов, с помощью которых фотограф может управлять вниманием зрителя. Выделять какой-то один объект из ряда других - иногда очень похожих объектов - тем самым, создавая некую «безмолвную» подсказку.

1. Расположение главного объекта по центру кадра.

Сталин на мавзолее
Этот прием является настолько очевидным, что подробно его разжевывать вряд ли имеет смысл. Если вы снимаете генерального секретаря ЦК КПСС в окружении «товарищей», то он в обязательном порядке должен быть в центре. Или, по крайней мере, ближе всех остальных к центру фотографии. Потому что сначала взгляд зрителя усnремляется в центр снимка, а уж потом начинает блуждать по периферии. Помещая какой-то снимаемый объект в центр композиции, мы тем самым подсказываем зрителю, что на него стоит обратить особое внимание.

2. Изображение главного объекта крупным планом.

Акцент в фотографии

Если на снимке присутствует несколько объектов, то внимание зрителя в первую очередь обращается к тому из них, который изображен более крупным планом. Этим пользуются фотографы, выбирая точку съемки таким образом, чтобы более важный по их замыслу объект располагался ближе к камере.

На снимке по мнению автора более важной персоной является не товарищ Чкалов, а товарищ Сталин. Попробовал бы автор иметь другую точку зрения.

3. Изображение главного объекта резким, а второстепенного размытым.

Акцент в фотографии
Глаз человека всегда фокусируется на предмете, вызывающем наибольший интерес в данный момент времени. Все остальное пространство видится нам нерезким. Поэтому, наводя при фотосъемке резкость на ту или иную деталь, мы, как бы, приглашаем зрителя обратить внимание именно на нее.

На фото мы видим обычный портрет. Но автор навел резкость не по глазам мужчины, как это бы сделали многие, а по кончику сигареты. В результате получился большой акцент на сигарету, тянущий за собой определенные ассоциации и новые нотки в отношении к изображенному персонажу.

Акцент с помощью малой глубины резкости является мощным выразительным средством, позволяющим сосредоточить внимание зрителя на той детали или на том человеке, который, с точки зрения автора, представляет интерес.

Технически этот прием может быть использован обладателями длиннофокусных светосильных объективов, имеющих малую глубину резко изображаемого пространства.

4. Выделение главного объекта или его сюжетно важной части светом.

Акцент в фотографии
Damir Sagolj
Зрители всегда уделяют большее внимание освещенным частям изображения и значительно меньшее участкам, погруженным в тень. Поэтому, световой акцент на какой-то детали изображения придает ей особое значение. Этим, например, активно пользуются режиссеры в театрах, направляя лучи прожекторов туда, где должно произойти что-то важное.

На снимке Damir Sagolj погруженный во мрак район Сеула. Только портрет лидера Северной Кореи висит на стене в лучах света, притягивая к себе наше внимание. Добился бы автор такого эффекта, если бы снимал этот кадр днем?

Используя этот прием, фотографы либо подмечают существующее в природе, естественное выделение светом, либо сами освещают объекты нужным им образом. В крайнем случае, выделение светом производят в момент фотопечати. Этот прием называется "запечатывание". Он носит несколько искусственный характер, но свою функцию выполняет и воспринимается зрителями без особых возражений.

Световой акцент Акцент светом Запечатка
Сергей Максимишин Дмитрий Агеев Steven Young




5. Помещение главного объекта или его наиболее важной части в точку схода основных линий кадра.

Взгляд человека устроен так, что ищет на картинной плоскости выраженные линии и следует вдоль них. Если на фотографии какие-то читаемые линии сходятся в одной точке, то взгляд неминуемо по ним в эту точку придет. Если фотограф разместит в области сходящихся линий какой-нибудь объект, то он окажется в центре внимания зрителей.
Акцент в фотографии Акцент светом Запечатка
Анри Картье-Брессон


6. Выделение главного объекта нарушением общего ритма снимка.

Если перед зрителем монотонная картина или картина с каким-нибудь повторяющимся рисунком, его взгляд беспорядочно блуждает по картинной плоскости, не зная за что зацепиться. Но стоит в эту ритмическую плоскость ввести объект, нарушающий ритм, взгляд приклеится к нему, как измученный жаждой путник к источнику.
Акцент в фотографии Акцент Акцент ритмом
Александр Родченко Анатолий Мальцев Алекс Гринберг


7. Выделение главного объекта световым контрастом.

По такому же принципу работает выделение главного объекта световым контрастом. Внимание зрителя будет обращено к объекту, который имеет либо больший контраст по сравнению с фоном, либо меньший.

Акцент контрастом Акцент контрастом Акцент контрастом
Виталий Бутырин


8. Выделение главного объекта цветом.

Если какой-то объект на снимке будет резко отличаться цветом от фона, внимание зрителя ему тоже гарантировано.

Акцент цветом Акцент цветом Акцент цветом
Сергей Максимишин Дмитрий Агеев


9. Выделение естественной виньеткой.

Еще фотограф может просто закрыть второстепенные детали на фотографии виньеткой. Тем самым, привлекая внимание зрителя к тем элементам изображения, которые считает самыми важными. Но обычная виньетка, которая накладывается поверх фотографии, выглядит старомодно и не естественно. Куда более разумно использовать в качестве виньетки реальные предметы. Проемы окон и дверей, решетки мостов, кусты, цветы и так далее.
Акцент виньеткой Акцент виньеткой Акцент виньеткой
Сергей Максимишин


Если вам удастся использовать на одном снимке одновременно два или три приема, разобранных выше, то результат может быть еще лучше. Например, можно поместить главный объект в центр кадра, выделить его резкостью, да еще обрамить виньеткой.



Валерий МИШАКОВ












Еще статьи о фотокомпозиции: Глубина пространства в пейзаже.


Еще статьи о фотокомпозиции: Метафора в фотографии.


Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов