Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Для чего нужен светофильтр на вспышку?


Популярные статьи
Как стать папарацци?
Метафора в фотографии
Фотозонт для репортажа
Ритм в фотографии








Для чего нужен светофильтр на вспышку?


Способы использования цветных гелиевых фильтров для вспышки

Гелевые фильтры для вспышки

В комплектацию некоторых моделей вспышек входит набор цветных светофильтров, которые многие фотолюбители сразу откладывают в сторону, не понимая, какую практическую пользу можно извлечь из их использования.
Между тем, цветной светофильтр на вспышку – это очень нужный во многих случаях аксессуар.

Давайте на примерах разберемся, когда и как его можно применять в процессе фотосъемки.


Любой фотограф, использующий вспышку, постоянно сталкивается с ситуацией, когда помещение освещено лампами накаливания, которые дают слишком мало света.

В этом случае ничего другого не остается, как прибегнуть к помощи встроенной или внешней фотовспышки.
Но тут возникает серьезная проблема. Свет ламп накаливания и свет вспышки имеют разные цветовые температуры. Лампы накаливания, к примеру, имеют цветовую температуру 2800К - 3000К, а вспышка дает свет по цветовой температуре близкий к дневному - 5500 К.

В результате мы получаем вот такое фото.

Разница в цветовой температуре


Передний план освещен светом вспышки и имеет правильный баланс белого (автоматика камеры поставила баланс белого по переднему плану), а задний план, освещенный лампами накаливания, ушел в желтизну.

Исправить такой снимок, если он сделан в формате RAW, можно. Но задача это чрезвычайно трудоемкая. Нужно аккуратно выделить на фото задний план и установить для него другую цветовую температуру. Если же снимок существует только в формате JPG, тогда все гораздо хуже. Никакие ухищрения ему уже не помогут.

Однако гораздо проще избежать подобных проблем при съемке, чем потом в рукопашную бороться с ними в графических редакторах.
Для этой цели используются цветные светофильтры на вспышку. Их задача – приблизить цветовую температуру вспышки к цветовой температуре других источников света. Как это делается?

Предположим, мы снимаем человека в помещении, освещенном люминесцентными лампами. В зависимости от типа, они могут иметь цветовую температуру от 3500К до 7000К.

Устанавливаем на камере ручной баланс белого. Это делается для того, чтобы снять с автоматики фотоаппарата непосильную для нее задачу. Обычно автоматический баланс белого при установленной на камеру вспышке пытается сместится ближе 5500К. Чтобы этого не происходило, устанавливаем фиксированный баланс белого вручную по белому листу бумаги или по цветовой температуре.

В данном случае я снимал камерой Canon 6D, которая позволяет вводить численные значения цветовой температуры.
Сделав несколько пробных снимков без вспышки, я пришел к выводу, что лучший баланс белого достигается при значении цветовой температуры равной 3600К. В дальнейшем это значение цветовой температуры я больше не менял.

Затем, я установил вспышку и подсветил ей лицо человека. Вот что из этого получилось.

Фото со вспышкой
Фото со вспышкой без светофильтра


Лицо ушло в синеву.

Дальше, я установил на вспышку светло-оранжевый гелиевый светофильтр и повторил съемку.

Фото с светофильтром на вспышку
Фото с желто-оранжевым светофильтром на вспышке


Как видим, проблема исчезла. Легкий общий желто-зеленый оттенок легко удаляется небольшой цветокоррекцией JPG файла.

То есть, применяя желто-оранжевый светофильтр, мы имеем возможность подсвечивать вспышкой объекты на переднем плане, не внося дисбаланса в цветовую температуру снимка.

Это значительно экономит наше время, затрачиваемое на постобработку фотографий в графическом редакторе. В зависимости от характера света в помещении могут применяться желтые, желто-оранжевые и зеленые гелиевые светофильтры различной плотности.

Где купить гелиевые светофильтры


Гелиевые светофильтры можно купить в театральных или фото-магазинах, где они продаются в виде больших листов цветной пленки. А потом, вырезав из них прямоугольник нужной величины, закрепить его с помощью скотча на вспышку.

Но самый удобный и выгодный по цене вариант - купить специально приспособленный для фотовспышек аксессуар в китайских интернет-магазинах.

Я купил за 4.43$ вот такую штуку, снабженную 12 светофильтрами различных цветов и плотностей.
Аксессуар для крепления светофильтров на вспышку Цветной светофильтр на вспышке
Аксессуар для крепления
светофильтров на вспышку
Цветной светофильтр на вспышке


Длинная черная липучка крепится на головку вспышки. К этой липучке присоединяется другая липучка с прозрачным кармашком, куда и вставляется цветной светофильтр. Тут же предусмотрен специальный карман для хранения других светофильтров.
Подобные аксессуары продаются и в фотомагазинах, но стоят в несколько раз дороже.

Другие применения цветных светофильтров на вспышку


Коррекция цветовой температуры это, конечно, хорошо, но для каких еще фотографических целей можно использовать цветные гелиевые светофильтры на вспышку?

Как вы можете заметить, в комплект светофильтров входят, например, ярко-красные или насыщенные синие светофильтры. Их применяют для подкрашивания отдельных частей изображения в выбранный цвет.

Можно, направив вспышку в потолок и установив на нее красный светофильтр, сделать потолок красным. Или, поставив человека на фоне белой стены, разместить вспышку сзади него и сделать фон синим.

Такие вещи были очень полезны в эру пленочной фотографии. Сейчас они, на мой взгляд, стали не столь актуальны, но про данную возможность все-равно не стоит забывать.



Валерий МИШАКОВ
















Еще статьи о фотокомпозиции: Глубина пространства в пейзаже.


Еще статьи о фотокомпозиции: Метафора в фотографии.


Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов