Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Советский объектив на цифровой зеркалке


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии.
Прибамбас для Ихтиандра








Советский объектив на цифровой зеркалке


Можно ли использовать советский объектив ЛОМО ОКС1-150-1 на современных камерах?

ЛОМО ОКС1-150-1 150 mm f/ 2.8

Существует не так много советских объективов, применение которых на современных цифровых фотокамерах все еще сохраняет хоть какой-нибудь смысл. В первую очередь это широкоугольный объектив Зенитар-16 f/2.8 (Рыбий глаз), портретный Гелиос-40-2, 85 mm f/ 1.5 и... Да, пожалуй, на этом и все.

Но был в моем арсенале еще один загадочный советский объектив без всякой маркировки с фокусным расстоянием 150 мм, рисунком которого я постоянно восхищался. Портреты с его помощью получались просто замечательными. И если бы не ручная фокусировка, только им бы крупные планы и снимал.


Досталось мне это чудо советской оптики по наследству. По легенде, объектив был цельнотянут с ленинградского объединения ЛОМО и переделан под зенитовскую резьбу М-42.
Светосила 2,8
Фокусное расстояние - 150
Вес, как у противотанковой гранаты.
Начиная свою профессиональную деятельность, я не мог себе позволить купить фирменный светосильный телевик к пленочной камере Canon EOS 5 и стал использовать этот.

Буквально сразу мне удалось сделать с его помощью удачный снимок, который позже получил множество призов на конкурсах:

ЛОМО ОКС1-150-1 150 mm f/ 2.8
Все ништяк!!!!


Депрессивные кирпичные стены знаменитого питерского следственного изолятора "Кресты" и такой оптимистический жест через зарешеченное окно камеры...

В этом сюжете объектив сработал как телевик, но основное его призвание - портретная съемка. На полноформатных камерах фокусное расстояние 150 мм - это то, что нужно для крупнопланового портрета.

ЛОМО ОКС1-150-1 150 mm f/ 2.8
Практически круглое отверстие диафрагмы
Несколько мягковатый на открытой диафрагме, он дает отличную резкость на диафрагме 5,6 и выше.

Но главное его достоинство - боке. И не удивительно. 16 лепестков диафрагмы позволяют получить практически круглое отверстие для прохода света. А это, как известно, во многом определяет качество размытия объективом заднего плана.

Даже будучи установленным на цифровые камеры, мой объектив сохранял хорошую резкость и приятное боке. Что для советской оптики весьма редкое явление.

Правда, на кропнутых камерах его фокусное расстояние в пленочном эквиваленте становится равным 240 мм, что выводит этот объектив из разряда портретников. И его область применения сильно сокращается.

Консультации со специалистами объективостроения позволили раскрыть тайну происхождения моего загадочного друга.

Оказалось, что я владею достаточно редким по нынешним временам кинообъективом ЛОМО ОКС1-150-1 150 mm f/ 2.8, который объединение ЛОМО изготавливало для нужд советской киноиндустрии. Вот его краткая характеристика:

ЛОМО ОКС1-150-1 150 mm f/ 2.8
Схема объектива ЛОМО ОКС1-150-1
ЛОМО ОКС1-150-1 F=150 - киносъёмочный объектив для 35мм кинопленки с углом зрения 10 градусов. Четырехлинзовый анастигмат с просветлением химическим способом.
Фокусное расстояние-150 мм
Мах. диафрагма -2,8
Мах. диафрагма - 16
Лепестков диафрагмы - 16
Мин. дист. фокусировки - 1,2 метра
Вес - 620 гр.
Длина - 106 мм
Выпускался для кинокамер "Кинор 35".
Переделывался фотолюбителями для установки на отечественные фотокамеры.

Приведу еще несколько примеров, иллюстрирующих работу объектива ОКС1-150-1 на разных цифровых зеркалках фирмы Canon.

ЛОМО ОКС1-150-1
Объектив ОКС1-150-1 на камере Canon 20D


ЛОМО ОКС1-150-1
Объектив ОКС1-150-1 на камере Canon 6D


ЛОМО ОКС1-150-1
Объектив ОКС1-150-1 на камере Canon 6D. Диафрагма 3,2


Для сравнения приведу снимок, сделанный бюджетным телезумом Canon 75-300 f/4-5.6 на фокусном расстоянии приблизительно 150 мм.
ЛОМО ОКС1-150-1
Объектив Canon 75-300 на камере Canon 6D. Диафрагма 5. На аналогичном фокусном.


Как видим, по цветовой гамме снимки практически одинаковы. ОКС1-150-1 сильнее и красивее размыл фон, но это и понятно, учитывая разницу в значениях диафрагмы. А как дело обстоит с резкостью? Рассмотрим снимки в 100% увеличении.

ЛОМО ОКС1-150-1 Canon 75-300 f/4-5.6
ЛОМО ОКС1-150-1 Canon 75-300 f/4-5.6
Можно считать, что резкость объектива ЛОМО ОКС1-150-1 на диафрагме 3,2 не уступает резкости объектива Canon 75-300 на диафрагме 5. Что очень даже неплохо, учитывая портретный характер ЛОМО ОКС1-150-1.
Какие выводы можно сделать из сказанного ?

Сильные стороны объектива ЛОМО ОКС1-150-1:

1. Хорошая светосила (2,8).
2. Приятное боке.
3. Низкая стоимость по сравнению с фирменной светосильной оптикой.


Недостатки:

1. Ручная фокусировка.
2. Недостаточно качественное просветление, что снижает контраст при контровом свете и порождает некоторые артефакты.
3. Заметная мягкость картинки на полностью открытой диафрагме.

Не смотря на это, объектив обладает определенными преимуществами по сравнению с фирменными бюджетными объективами и, в частности, позволяет получать выразительные портреты с хорошим рисунком кадра. То есть, имеет свою нишу применения даже с современными цифровыми камерами.


Валерий МИШАКОВ












Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов