В нашей стране никогда не было папарацци. По крайней мере, в том смысле, который вкладывается в это понятие, например, в Европе.
Фотограф, живущий на доходы от продажи снимков о личной жизни звезд шоу-бизнеса и других знаменитостей, не мог прокормиться на российских просторах по одной простой причине. У нас полностью отсутствовал платежеспособный спрос на подобного рода фотографии.
Однако ситуация потихоньку начинает выправляться. Я знаю случаи, когда редактора глянцевых журналов предлагали фотографам тысячу и даже больше долларов за скандальные снимки некоторых медийных персон.
Так что, если мир не войдет в штопор очередного экономического кризиса, у каждого из нас может появиться шанс стать первым отечественным папарацци. Но какими навыками нужно для этого владеть?
Сразу хочу оговориться, здесь мы не будем рассматривать опыт самых хитрых «папарацци», снимками которых завалено большинство наших желтых изданий.
Конечно, проще всего договориться со звездой, жаждущей всеобщего внимания, на проведение фотосессии, как бы, скрытой камерой. То есть знаменитость сама приглашает фотографа, инсценирует какие-то ситуации с легким душком скандальности, а потом во всех интервью кричит, что ее подло обманули, засняв в момент переодевания купальника или наложения макияжа.
Настоящий папарацци снимает звезд без их на то согласия. А значит, съемка должна происходить, по возможности, скрытно. Иначе вы рискуете нарваться на неприятности, которые западным папарацци и не снились.
Например, охрана Филиппа Киркорова пыталась разбить камеры и за одно физиономии фотографам, которые дерзнули сфотографировать его за кулисами концертного зала «Октябрьский» на сборном концерте, где администрацией свободно разрешалось прессе фотографировать кого угодно.
Объяснение было простое: «У Филиппа от вспышек болят глаза».
Страшно представить, что будет с вами, если вы подловите какой-то действительно скандальный момент.
Получается, как ни крути, а осваивать приемы скрытой фотосъемки нужно.
За годы работы фотокорреспондентом мне пришлось в разных случаях использовать множество приемов из арсенала папарацци.
Был даже один интересный момент, когда я мог стать папарацци взаправду.
Однажды мы напросились на тренировку к чемпиону мира по боксу Николаю Валуеву, который в тот момент готовился к какому-то ответственному бою.
Пришли вместе с ним в спортзал, а раздевалка закрыта. У меня на шее висит фотоаппарат, готовый с съемке. Валуев положил свою сумку на скамейку в углу зала и стал переодеваться. Разделся до гола, перед тем как натянуть свою спортивную форму.
Передо мной голый чемпион мира, камера под рукой. В голове промелькнули цифры с длинными нулями. Какое мировое желтое издание откажется купить такие снимки?
Фотографировать и бежать. Он же не чемпион мира по спринтерскому бегу!
Но, увы, соображения порядочности перевесили. Чтобы быть папарацци, нужно с этими пережитками прошлого расставаться.
Но вернемся к приемам скрытой фотосъемки.
1. Первый из них я бы назвал так:
«Снимаю, но не тебя».
Однажды на теннисном турнире партии «Единая Россия», где присутствовали лучшие представители законодательной и исполнительной власти во главе с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко, появился авторитетный предприниматель и, как говорили злые языки, лидер тамбовского преступного сообщества Владимир Барсуков – Кумарин с охраной.
Ныне он отбывает уголовное наказание, после того как замахнулся на святое – собственность подруги Валентины Ивановны. Но тогда он был на вершине успеха, и в прессе его часто именовали «ночным губернатором» Северной столицы.
|
Губернаторы Санкт-Петербурга |
Подходить к нему с фотоаппаратом, сами понимаете, не очень хотелось.
Тогда я сделал вид, что снимаю Матвиенко, но расположился таким образом, чтобы Кумарин оказался у нее за спиной. И резкость наводил на него.
Сама Валентина Ивановна меня интересовала в меньшей степени, но в видоискателе я увидел, что возникает интересная композиция, когда в кадр попадают и тот, и другой.
Получалось, что ночной губернатор насмехается над дневным.
|
Владимир Кумарин & компания |
На соревнованиях по боям без правил я снимал того же Кумарина, который, кстати, как и наш президент, является большим любителем подобных единоборств.
Делая вид, что целюсь в спортсменов, я фотографировал авторитета и его спутников, сидящих возле ринга за столиком.
В помещении было темно, и мне приходилось использовать вспышку. Но даже это не вызвало у них подозрения.
Данный прием скрытой фотосъемки проще всего использовать, пригласив на фотосессию своего помощника. Вы выставляете его так, чтобы снимаемая персона оказалась сзади, и делаете вид, что снимаете своего партнера.
Если помните, в фильме "Асса" правоохранительные органы проводили таким образом видеосъемку преступников.
2. Съемка телеобъективом из засады.
|
Папарацци в засаде |
В кино, чаще всего, скрытую фотосъемку показывают именно так.
Человек с длинным объективом высовывается из кустов или из-за угла дома. Щелк, и компрометирующий снимок готов.
В жизни все несколько сложнее. Во-первых, те длиннофокусные светосильные объективы, которые позволяют снимать с безопасного расстояния, очень дороги. И редкий фотограф имеет их в своем распоряжении. Кроме того, они тяжелы и неудобны в переноске. Поэтому для скрытой фотосъемки редко когда используются объективы с фокусным расстоянием больше 300 мм.
|
Аппаратура папарацци |
Заглянем в кофр настоящего папарацци. Так и есть. На вид это объектив Canon 70-200/2,8 IS.
С такой оптикой выцеливать кого-то из окна противоположного дома бесполезно. Ничего кроме общих планов вы не получите. Нужно подыскивать точку съемки поближе. Метров в 10-20 от объекта вашего интереса.
А значит, все равно придется искать какое-то укрытие.
Самое простое и самое эффективное решение в подобной ситуации – съемка из салона автомобиля.
Человек устроен так, что редко обращает внимания на припаркованные рядом автомобили. Точнее, он видит, что автомобиль стоит, но не обращает внимания на то, что происходит в салоне.
Из своей машины вы можете снимать звезд практически в упор.
3. Съемка широкоугольным объективом
Хороший результат дает также съемка широкоугольным объективом. Почему-то большинство людей твердо уверены в том, что фотограф снимает тот объект, в который целится.
Но широкоугольные объективы имеют очень большой угол обзора. Ось фотоаппарата может быть направлена в сторону от вас, но вы в кадр все равно попадете.
Таким образом, можно снимать людей, подойдя к ним совсем близко, при этом не вызывая особых подозрений.
Наиболее подходящие объективы для подобной съемки для полной матрицы - зум 16-35 мм, сооответственно для "кропнутой" - зум 10 - 22. Или что-то в этом роде.
3. Съемка без прицеливания
|
Гусман и Боярский целуются |
Для того, чтобы сделать снимок, фотографу нужно прицелиться. Навести фокус на снимаемый объект, скомпоновать кадр. Для этого ему необходимо смотреть в видоискатель. Так думают многие.
На самом деле, чтобы кого-то сфотографировать, подносить камеру к глазу вовсе не обязательно.
Можно повесить камеру на шею и, глядя в одну сторону, фотографировать людей, находящихся перед вами. Для этого палец нужно всегда держать на кнопке спуска затвора. А еще лучше, вообще не держаться за камеру, а управлять спуском из кармана с помощью пульта дистанционного управления.
В таком случае, вас может выдать только звук сработавшего затвора. Но даже и тогда, не каждый человек догадается, что его только что сфотографировали.
Для такого способа скрытой фотосъемки идеально подходят беззеркальные камеры, которые делают снимок почти бесшумно.
4. Скрытая фотосъемка с помощью поворотной насадки.
|
Шпионская насадка |
|
Алексей Балобанов на рынке |
Где-то слышал, что есть пулеметы, позволяющие стрелять за угол, буквой Г. За правдивость этой информации не поручусь, а вот на счет существования специальных насадок на объективы, которые дают возможность фотографировать под углом 90 градусов, можно не сомневаться. Сейчас они продаются в некоторых интернет-магазинах, но в то время, когда они были нужны мне, купить их было невозможно.
Но я нашел выход из ситуации. Сделал такую поворачивающуюся насадку своими руками. Для этого мне потребовалось овальное зеркальце, светофильтр, картон и черная краска.
Объективы с этой насадкой лучше использовать такие, у которых при фокусировке не крутится передняя линза. В противном случае, при наводки на резкость композиция кадра все время будет уходить.
Насадка показала себя в деле с самой лучшей стороны. Мало кто может догадаться, что фотограф снимает именно его, в то время, когда он целится совершенно в другую сторону.
Не был в этом плане исключением и Алексей Балабанов.
5. Прочая шпионская техника
Сейчас продается множество шпионских приспособлений для видео - фотосъемки. Очки, часы, зажигалки, авторучки с вмонтированными в них камерами. Но все они обладают одним большим недостатком. Качество изображения, которое они выдают, годиться скорее для документального подтверждения события, чем для использования в печатных изданиях.
На сколько я знаю, папарацци ничем подобным не пользуются.
А вот о всяких вариантах маскировки камеры слышать приходилось. Наиболее изощренный из них следующий. Фотоаппарат засовывают в сумку. В ее боковой стенке проделывают отверстие и вставляют в него защитный светофильтр. Для пущей незаметности на сумку наносят даже рисунок, таким образом, чтобы стекло светофильтра казалось неотъемлемым элементом этой картинки. С внутренней стороны сумки объектив прикручивают к светофильтру, и устройство для скрытой фотосъемки готово.
Но даже используя все разобранные нами приемы скрытой фотосъемки, настоящему папарацци не обойтись без определенной наглости и настырности. Все-таки большинство сюжетов снимается просто в лоб. По принципу, сначала сфотографируй, а потом уж либо разбирайся с возмущенной звездой, либо беги.
И побольше цинизма, как говорил Остап Бендер, людям это нравится.