И сначала, конечно, поговорим, так сказать, о бочке меда.
Включение в кадр естественной рамки дает нам сразу несколько профитов.
Во-первых, такое построение создает иллюзию глубины кадра. Дает фотографии дополнительное измерение. Особенно этот эффект заметен, когда рамка на снимке темнее самого изображения. К тому же картинка в таком обрамлении выглядит несравнимо более декоративно.
|
|
Автор: Delores Poll |
Автор: Helena Georgiou |
|
|
Автор: Cartier Bresson |
Автор: Alex Webb |
Во-вторых, рамка закрывает собой часть изображения, делая композицию кадра более лаконичной. Убирает от взора зрителя какие-то детали, которые, возможно, только бы мешали воспринять задумку автора. Будоражит фантазию, заставляя размышлять о том, что скрыто за этим обрамлением.
|
|
Автор: Георгий Пинхасов |
Автор: Юрий Козырев |
|
|
Автор: Александр Петросян |
Автор: Laroy Rony |
Еще одна важная функция естественной рамки заключается в том, что она очень эффективно управляет вниманием зрителя. Его взгляд не блуждает по плоскости снимка, а сразу устремляется на объект, очерченный рамкой. Это позволяет фотографу делать акценты на тех элементах композиции, которые он считает по какой-то причине важными.
|
|
Автор: Raghu Rai |
Автор: Суджан Саркар |
|
|
Автор: Георгий Пинхасов |
Автор: Александрас Мацияускас |
И чтобы закончить разговор о функциях естественной рамки следует заметить, что во многих случаях она способна участвовать не только в оформлении фотографии в плане декоративности, но и работать в композиции снимка своим смысловым значением.
Так, например, на карточке Ken Pak рамка образована с помощью фигур целующихся молодоженов, которые, вроде бы, должны были являться главными объектами съемки. Но автор рамкой и фокусировкой ставит в центр нашего внимания не брачующихся, а реакцию гостей на это событие.
То есть, имеем конструкцию, в которой рамка участвует не только в оформлении снимка, но и является неотъемлемой частью его общей композиции. Ведь без этой рамки нам было бы непонятно, на что люди так восторженно реагируют.
|
|
Автор: Ken Pak |
Автор: Roswitha Schleicher-Schwarz |
С функциями мы на этом закончили. Теперь поговорим о геометрии рамки.
Совсем не обязательно чтобы рамка была круглой, прямоугольной, треугольной или обладала какой-то правильной формой. Главное чтобы она выполняла свою функцию. Рамка также может быть неполной.
|
|
Автор: Kolkatar Chobiwala |
Автор: Rongrong Null |
|
|
Автор: Виктор Ивановский |
Автор: Хельмут Ньютон |
Теперь посмотрим, из чего эти естественные рамки делаются, и какими бывают.
Чаще всего фотографы создают рамки с помощью включения в кадр различных проемов, арок, окон, дверей.
|
|
Автор: Max Mueller |
Автор: Nuno Lorga |
|
|
Автор: Кайо Бастос |
Автор: Steve McCurry |
Также широко используются зеркала разных размеров и формы, всякого рода оптические приборы, начиная от обыкновенных очков или увеличительных стекол и заканчивая биноклями и телескопами.
|
|
Автор: Alex Webb |
Автор: Хельмут Ньютон |
К тому же многие объекты, находящиеся в кадре, будь то люди, животные, растения, предметы зачастую тоже могут превращаться в своеобразные рамки. . Пулевые отверстия, прорванные в ткани дырки, лужи и даже собачий хвост калачиком ничуть не меньше годятся для этой цели.
|
|
Автор: Дэн Моррис |
Автор: Carson |
|
|
Автор: Александр Ковальков |
Автор: Герб Ритц |
|
|
|
Автор: Tanveer Ahmed |
Автор: Julie Hamlin |
Автор: Прадиптамой Пол |
|
|
Автор: Дэн Моррис |
Автор: Nikos Economopoulos |
Обратите также внимание, что в большинстве приведенных примеров рамка расположена на переднем плане. Но это совсем не означает, что она не может находиться позади главного объекта съемки.
|
|
Автор: Michael Christopher Brown |
Автор: Дмитрий Ловецкий |
Как использовать на практике прием "Естественная рамка"
Теперь, когда мы поговорили обо всех плюсах применения этого приема, рассмотрели принципы его построения, настала пора упомянуть о его слабых сторонах. Любой броский прием фотосъемки - к коим, несомненно, относится и применение естественной рамки - очень быстро набивает оскомину. Поэтому частое его употребление вряд ли имеет смысл. Те не менее, владеть подобными композиционными решениями обязан каждый фотограф.
Но что нужно учесть для того, чтобы не быть обвиненным своими коллегами в использовании клише?
1. Не смотря на то, что это самый простой путь, не стоит применять часто используемые варианты рамок. Как то: свернутые в трубочку книги или осенние листочки, очки, картинные рамы, сложенные в жест Окей пальцы. Ищите свежие, необычные рамки.
2. Старайтесь, чтобы рамка не выглядела инородным элементом композиции, привнесенным в нее исключительно фантазией автора. Для этого используйте объекты, имеющиеся на месте съемки. И если уж хотите ввести в кадр какие-то посторонние предметы, то выбирайте из них такие, которые имеют хотя бы тематическую связь с основным сюжетом.
3. Желательно, чтобы рамка служила в кадре не только декоративным элементом, но и вносила в композицию какой-то дополнительный смысл.
|
|
Автор: Анри Картье-Брессон |
Автор: Jan Jirkovsky |
4. Используйте рамки, которые не столь явно бросаются в глаза. Зритель их замечает не сразу, а лишь при более внимательном рассмотрении фотографии. Они менее навязчивы, а композиция, построенная с их помощью, выглядит более утонченно.
|
|
Автор: Алекс Вебб |
Автор: Refat Mamutov |
Друзья, как говорил, если память мне не изменяет, Софокл: «Теория мертва без практики».
Возьмите в руки свою камеру и сделайте серию снимков , решенных приемом естественная рамка. Совершенно не важно, будут ли они шедевральными или проходными. Что на них изображено – тоже не имеет значения. Главное, чтобы ваш мозг запомнил на уровне моторики алгоритм применения этого приема.
Сначала пытайтесь превратить в рамку имеющиеся на месте съемки объекты. Если ничего подходящего не находите, переходите к использовании предусмотрительно принесенных с собой предметов.
|
|
Автор: Жорди Коалитик |
Автор: Жорди Коалитик |
Удачи!