Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > RAW или JPG


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии.
Прибамбас для Ихтиандра






RAW или JPG?


В каком формате лучше снимать?

В Интернете вы найдете не один десяток статей, в которых самым подробным образом описаны достоинства и недостатки каждого из этих фотографических форматов. В них же даны рекомендации, в каких ситуациях какой формат лучше использовать.

Вот только практика показывает, что большинство фотографов, особенно начинающих, не слишком заморачиваются и снимают все подряд в привычном им формате jpg.

Боле того, многие из них даже не подозревают, что современные цифровые фотокамеры могут сохранять снимки в других форматах, например в raw.
Какие возможности своих камер теряют люди, практикующие подобный подход, я попытаюсь объяснить и наглядно продемонстрировать на примерах в этой статье.


Но сначала напомню кратко основные отличия форматов RAW и JPG .

Формат jpg

Фотоснимок, сохраненный в формате jpg:

  • Уже готов к загрузке в Интернет или фотопечати
  • Имеет значительно меньший объем по сравнению с другими форматами. А значит, на одной и той же карте памяти может уместиться большее количество снимков в формате jpg.
  • В случае необходимости немного подправить яркость, контраст, насыщенность, баланс белого, фотография в jpg очень быстро открывается в графических редакторах, и все манипуляции с ней не занимают много времени.
Однако существуют и отрицательные моменты:

  • Некоторая часть графической информации, зафиксированная матрицей фотоаппарата, при сохранении в jpg теряется.
  • При сохранении в формат jpg происходит определенная потеря качества картинки.
  • При сильных промахах в экспозиции или балансе белого возможности исправления кадра очень ограничены.

Формат raw

  • Raw хорош тем, что содержит в себе всю графическую информацию, полученную с матрицы фотоаппарата.
  • Позволяет исправлять грубые ошибки, допущенные при фотосъемке.
  • Дает гораздо больший простор для глубокой художественной обработки фотоснимка.
К отрицательным моментам использования формата raw можно отнести:
  • Файлы в формате raw имеют гораздо больший объем.
  • Чтобы их использовать в дальнейшем, нужна дополнительная процедура перевода из raw в какой-то другой формат (jpg, tif, gif, bmp и т.д.). Эту процедуру называют «проявлением raw»
  • Обработка raw занимает несколько большее время и требует большего быстродействия компьютера. Устаревшее «железо» может превратить процесс проявления raw в настоящую муку.

Эксперимент с передержкой

Теперь рассмотрим на конкретных примерах возможности RAW и JPG.
Вот типичная ошибка, реально имевшая место на моей недавней фотосъемке депутатов законодательного собрания Ленобласти. На фото - Председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин. Но неправильно установленная коррекция фотовспышки привела к тому, что кадр получился сильно пересвеченным.

снимок в формате jpg
Пересвеченный снимок


Гистограмма пересвеченного снимка
Гистограмма пересвеченного снимка
В правой части гистограммы этого снимка мы видим, что значительная часть светлых тонов безвозвратно потеряна.

Половина листа бумаги, белая рубашка, этикетка на бутылки, светлые блики на предметах представляют собой сплошные белые пятна без всякой фактуры. Никакая последующая обработка их уже не восстановит.

Тем не менее, поколдуем в Фотошопе и попытаемся сделать все возможное, чтобы привести данную фотографию, сохраненную камерой в jpg, в божеский вид.

Вот, что из этого получилось в итоге:

исправленный снимок в формате jpg
Исправленный в фотошопе снимок


Гистограмма исправленного снимка
Гистограмма исправленного снимка
Гистограмма снимка стала лучше. Появились темные тона, но светлые участки как были выбитыми, так и остались. К тому же стали более заметными провалы фактуры на лице.

Но, в целом, фотография все равно смотрится отстойно. По существу, это технический брак, который нужно выкидывать в мусорное ведро. И нет никакой возможности спасти этот записанный камерой в jpg снимок, . .

К счастью, перед съемкой я установил в меню камеры настройку, по которой каждый кадр записывался одновременно и в jpg, и в raw.
Попробуем теперь исправить ошибку съемки путем обработки того же снимка в raw.

исправленный raw
Исправленный raw снимок


Гистограмма исправленного в raw снимка
Гистограмма исправленного в raw снимка
Гистограмма беспристрастно свидетельствует, что все тона и в тенях, и в светах нам удалось восстановить. Фактура появилась и на листе бумаги, и на рубашке. К тому же, сама форма гистограммы стала намного гармоничнее.

То есть даже столь значительная экспозиционная ошибка в сторону передержки не привела к потере информации на снимке.
Кадр спасен, и теперь стал пригоден для любой дальнейшей обработки. Вот какие чудеса творит формат raw.

Эксперимент с большой недодержкой

Теперь выберем задачку потруднее. На следующем снимке я пытался сфотографировать женщину в темном помещении с использованием вспышки. Но вспышка не сработала. Тусклая лампочка на потолке едва обозначила контуры человека.

снимок в формате jpg
Снимок в темном помещении


Гистограмма испорченного снимка По гистограмме видно, что экспозиционная ошибка в этом случае гораздо более серьезна.
Детали в тенях потеряны. А светлые тона смещены в центр гистограммы.
Но и это еще не самое страшное. Гораздо хуже, что в синем канале информация практически отсутствует.


Гистограмма испорченного снимка Гистограмма испорченного снимка Гистограмма испорченного снимка


То есть восстановить правильный баланс белого у нас не получится. И все же попробуем максимально улучьшить снимок путем редактирования jpg файла в Фотошопе.

снимок в jpg
Снимок в jpg, улучшенный в Фотошопе


Картинка стала гораздо светлее, но баланс белого ужасный. Попробуем теперь вытащить снимок из raw.

Снимок из raw
Снимок из raw


Это, конечно, лучше того, что мы получили из файла jpg, особенно в отношении баланса белого, но в остальном снимок нельзя назвать удовлетворительным. Чуда на этот раз не произошло, а значит, формат raw тоже имеет пределы возможностей.

Вывод о форматах raw и jpg

Приведенные примеры говорят нам о том, что raw имеет очень значительные преимущества перед jpg в плане исправления ошибок фотосъемки.

Если находить аналогии в пленочной фотографии, то формат raw можно уподобить негативу, а формат jpg фотоотпечатку на бумаге. Что позволяет многим фотографам называть raw - "цифровым негативом".
Поэтому сохранять снимки в формате raw имеет смысл если:
  • Вы снимаете в сложных световых условиях, когда вероятность экспозиционной ошибки велика (Например, большие перепады освещенности объектов в кадре).
  • Вы снимаете в условиях, когда возможна ошибка в автоматическом определении "баланса белого" (Например, несколько источников света различных цветовых температур).
  • Вы предполагаете в дальнейшем подвергнуть снимок художественной обработке.
  • Вы собираетесь снимать очень важные события и хотите выжать из своей камеры максимум возможного.
В заключение скажу, как поступаю я, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты использования формата raw. На важных съемках в меню камеры я устанавливаю опцию сохранения снимка сразу в два формата raw + jpg. Если камера справилась с задачей записи jpg без существенных замечаний, то я направляю файл raw сразу в архив, даже его не открывая. И работаю дальше с jpg, что экономит мое время.

И только в том случае, когда к файлу jpg имеются существенные претензии, я открываю raw и пытаюсь устранить возникшие проблемы.

Конечно, такой метод съемки требует использования карт памяти значительно большего размера, но не на столько они сейчас дороги, чтобы на этом экономить.

Так в конце концов, RAW или JPG? Теперь вам решать.


Валерий МИШАКОВ








Еще статьи о фотокомпозиции: Глубина пространства в пейзаже.


Еще статьи о фотокомпозиции: Метафора в фотографии.


Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов