Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Осторожно, стабилизатор!


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии.
Прибамбас для Ихтиандра









Осторожно, стабилизатор!


Как правильно снимать объективами со стабилизатором изображения

Объектив с оптическим стабилизатором

Прогресс фотографической оптики в наш космический век идет семимильными шагами.
Одним из революционных технических решений в области объективостроения стало применение оптического стабилизатора изображения, позволяющего удлинить выдержку без смазки снимка на 3- 4 ступени экспозиции.
Новые чудо-объективы с индексами IS, VR, VC, обозначающими наличие стабилизатора, постепенно завоевывают сердца профессионалов и фотолюбителей, не смотря на то, что стоят порой чуть ли не в два раза дороже своих нестабилизированных собратьев.
Но во всех ли случаях хорош объектив со стабилизатором изображения? И как правильно им пользоваться, чтобы потом не кусать локти при виде испорченных фотоснимков?


Преимущества объективов со встроенным стабилизатором известны всем. Об этом позаботились фирмы производители фотографической техники, не жалеющие денег на рекламу. Действительно, основной причиной смазки изображения при съемке « с рук» в условиях недостаточного освещения является дрожание фотокамеры.

Применив подвижную группу линз, завязанную на гироскопы, производители объективов добились того, что изображение на матрице остается неподвижным при небольших колебаниях камеры. Картинка как бы «залипает». Это дает возможность снимать неподвижные сюжеты с более длинными выдержками, не опасаясь получения эффекта «шевеленки».

У фотографов существовало такое старое правило: выдержка при съемке с рук не должна быть длиннее фокусного расстояния объектива.
Если вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 50 мм, то выдержку длиннее 1/50 ставить нельзя. При наличии стабилизатора, выдержку можно увеличить на 3-4 ступени. В этом случае можно рискнуть установить значение 1/4 или 1/5 секунды.
И это несомненное преимущество объективов со стабилизацией.

Но есть и отрицательные моменты их использования, о которых пишут значительно меньше.
Вот основные из них:

1. Поскольку линзы в объективе поворачивают специальные моторчики, на их работу тратиться дополнительная энергия. Стандартного аккумулятора фотокамеры вам будет хватать на меньшее количество снимков. Съемка, на которую вам раньше хватало одного аккумулятора, с новым объективом потребует уже один или даже два запасных источника питания.

2. Дополнительная группа линз делает стабилизированный объектив менее светосильным за счет дополнительных потерь света.

3. При фотографировании подвижных объектов со включенным стабилизатором возможна смазка снимка за счет дергания изображения механизмом стабилизатора.

Более подробно мне хочется остановиться на последнем пункте, поскольку он сулит всякие сюрпризы фотографам, впервые использующим объективы со стабилизатором.

Представьте, что вы купили дорогущий объектив, пошли с ним на съемку спортивного мероприятия, установили на камеру выдержку 1/200 секунды, на которой, вроде бы, никакой «шевеленки» и «мазанки» быть не должно, и вдруг… Половина снимков идет в брак.

Меня, например, результаты первой фотосессии с использованием объектива Кэнон 17-55 /2,8 IS привели в некоторое замешательство.

снимок объективом со стабилизатором
Фрагмент снимка бегущего человека f=33мм, выдержка 1/160 с
Значительное количество кадров, сделанных с проводкой движущихся объектов, выглядели очень странно. Создавалось ощущение, что резкости нет нигде. В то время как с выключенным стабилизатором картинка была на высоте.

Из всего этого я сделал вывод, что причиной потери резкости при проводке объекта является та самая группа линз, которая выполняет функцию стабилизации.

Видимо, при маленьких смещениях камеры стабилизатор держит картинку на матрице неподвижной. А когда смещение достигает значительной величины, стабилизатор дергает картинку и перемещает ее в новое положение. Если вы нажмете спуск именно в этот момент, резкого перемещения картинки, то возникает брак.
Возможно, природа этого явления иная, но так или иначе, она несомненно связана со стабилизатором.

Исходя из опыта фотосъемки такими объективами, я бы дал ряд рекомендаций:

- Никогда не держите стабилизатор постоянно включенным. Приводите его в действие только тогда, когда снимаете малоподвижный объект с рискованно длительной выдержкой. Это сэкономит вам энергию аккумуляторов и снизит риск возникновения брака. Кроме того, некоторые фотографы уверяют, что резкость картинки при выключенном стабилизаторе возрастает. Я это утверждение не проверял, но, как говориться, береженого - Бог бережет.

- Выключайте стабилизатор всегда, когда снимаете движущийся объект с проводкой. В дорогих моделях профессиональных объективов именно для такого рода съемки существует специальный режим работы стабилизатора. Горионтальная стабилизация в этом случае отключается, а работает только вертикальная стабилизация. При использовани же простых объективов, рассчитанных на массового пользователя, стабилизатор принесет вам больше вреда, чем пользы в подобных ситуациях.



Валерий МИШАКОВ










Еще статьи о фотокомпозиции: Глубина пространства в пейзаже.


Еще статьи о фотокомпозиции: Метафора в фотографии.


Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов