Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Теория > Фотозонт для репортажа


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Скажите «чи-и-и-з»!
Ритм в фотографии









Фотозонт для репортажа


Как можно использовать зонт в репортажной съемке

В статье "Вспышка - друг или враг?" нами были рассмотрены основные способы фотосъемки с использованием вспышки. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки, но одно можно сказать совершенно точно: когда в кадре присутствуют человеческие лица, создать удовлетворительный светотеневой рисунок с помощью вспышки затруднительно. Недаром многие маститые фотокорреспонденты предпочитают не пользоваться вспышкой вообще.

   Но, с другой стороны, известно, что импульсные источники света с успехом применяются в студиях, в том числе и при создании художественных портретов. Конечно, в этом случае к ним добавляют зонты или софт-боксы для рассеивания потока излучения. А также штативы для закрепления источника света на некотором расстоянии от камеры.
   Если перспектива таскать с собой складной зонт на репортажную съемку еще не выглядит пугающей, то первые же мысли о предстоящей возне со штативом приводят в полное уныние.
Но, как сказал кто-то из великих:"Не так страшен Бонч как его Бруевич". Опять же , попытка - она не пытка. Отчего не попробовать?

Покупаем в магазине белый фотозонт, работающий на просвет (стоимость 400-800 рублей в зависимости от диаметра), и начинаем думать как закрепить на нем вспышку. Мне приглянулось приспособление под названием Flash Slave PS-35 фирмы Unomat, которое не только позволяет присоединять вспышку и зонт, но еще имеет встроенный светосинхронизатор.    Это позволило мне не покупать дорогостоящий шнур для соединения фотокамеры с выносной вспышкой(на тот момент более 100$).

Сейчас светосинхронизатор можно заменить недорогим китайским радиосинхронизатором, что улучшит надежность срабатывания всей системы.    Теперь мне необходимо определиться с экспозиционными параметрами. Я установил зонт на расстоянии 2 метра от модели и сделал несколько пробных снимков с разной диафрагмой на пленку 200 единиц. Оказалось, что оптимальная плотность негатива достигается при диафрагме 6,7 Это означает, что ведущее число системы вспышка+зонт равно примерно 7 (заметим, что ведущее число самой вспышки 32). Это дает нам возможность устанавливать нужную диафрагму в зависимости от расстояния до объекта съемки. Ведущее число 7 делим на расстояние в метрах и получаем нужную диафрагму для пленки чуствительностью 100 единиц. Что удивительно, ведущее число оказалось одним и тем же при работе вспышки на просвет зонта и на отражение.

   Испытание системы вспышка+зонт я решил сразу провести в жестких условиях показа модной одежды на одном из подиумов. Правда, кроме меня на мероприятии присутствовали еще три-четыре фотографа. Но количество мата, вылившегося на мою голову, оказалось столь значительным, что стало сразу понятно: нужен более тонкий подход. Почему бы не удалиться с моделью в такое место, где нам никто не помешает?

Борис Гребенщиков Проникнув в гримерку к Гребенщикову во время одного из концертов, я сделал его портрет, держа в вытянутой левой руке зонт, а в правой фотокамеру.

Для запуска светосинхронизатора зонта я использовал установленную на камере вспышку направленную в потолок с экспокоррекцией минус 1,5

По реакции Б.Г. на мои манипуляции я понял, что подобные методы съемки мэтр видит впервые.

Сергей Барковский Та же схема была применена при съемке артиста Молодежного театра Сергея Барковского.
Но в этом случае экспокоррекция на вспышке от камеры не устанавливалась, что позволило добиться хорошего освещения всего помещения.


Леонид Мозговой Схема идентичная предыдущему снимку. Обратите внимание на полное отсутствие резких теней, характерных для съемки со вспышкой, и в то же время на сохранившуюся пластику лица.(киноактер Леонид Мозговой)

Фотозонт в репортаже Даже при расположении модели вплотную к стенке, тень от ее головы не портит снимок, оставаясь достаточно художественной.

Виктор Сухоруков Делать снимки с вертикальной компановкой кадра значительно труднее. Фотокамеру приходиться удерживать одной рукой в очень неудобном положении.
Но и здесь можно быстро приноровиться.
На съемочной площадке фильма «Бедный, бедный Павел» Виктор Сухоруков в гриме Павла I с водушевлением позировал фотографу, применявшему столь необычную схему освещения.

Ню Все предыдущие примеры относились к жанру репортажного портрета.
Но можно ли подсвечивать зонтом какие-то жанровые сценки?

Вот тут возникает еще одна проблема. Чем дальше снимаемый объект находится от нас, тем меньше проявляется рассеивающий эффект зонта. Освещение, получаемое с помощью системы "вспышка + зонт" приближается по характеру светотеневого рисунка к обычной вспышке. Да и мощность излучения зонта не позволяет качественно подсвечивать удаленные объекты.
Есть, правда, возможность отдать зонт своему напарнику или положить его всторонке. Что позволит получить больший угол падения света.

ВЫВОДЫ:

Фотозонт со светосинхронизатором можно и нужно использовать в некоторых видах репортажной съемки.
Конечно, речь не идет о фотосъемке конференций или, не дай Бог, спортивных состязаний. Лучшие результаты получаются при съемке репортажного портрета.
Варьируя экспокоррекцией основной вспышки, установленной на камеру, мы можем управлять освешением заднего плана и глубиной теней, возникающих на объекте фотосъемки.
Применяя вместо светосинхронизатора специальный шнур и радиосинхронизатор, можно значительно увеличить оперативность съемки,несколько проиграв при этом в деньгах.


Валерий МИШАКОВ











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова