Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная Теория Как брать интервью?


Популярные статьи
Глубина пространства в пейзаже
Метафора в фотографии
Ритм в фотографии
Заголовок от кутюр











Как брать интервью?


17 правил хорошего интервью с примерами из жизни



Правила интервью

В свою бытность журналистом мне приходилось часто брать интервью у знаменитостей самой разной звездной величины. Но еще больше интервью я наблюдал со стороны, выполняя функции фотографа. Иногда, глядя на ошибки своих коллег, мне хотелось подойти и дернуть их за рукав.
Неужели так трудно соблюдать в общем-то понятные любому профессионалу правила?
Оказывается, трудно. Если, конечно, не выучить эти правила, как «Отче наш».

Так начнем же, помолясь!

1. Обязательно подготовьтесь к интервью.
Прочитайте хотя бы несколько последних статей о человеке. Ознакомьтесь с его биографией. Изучите в общих чертах проблемы, о которых вам с ним придется говорить. Общение с дилетантом мало кому доставит удовольствие.

Слышал, что Константин Райкин как-то выгнал с интервью девушку, которая заявила, что не знает его отчества.

2. Придумайте, по крайней мере, десяток вопросов, которые будут интересны вам и вашим читателям. Запишите их в блокнот или выучите наизусть. Они будут нитью Ариадны , которая проведет вас через все лабиринты беседы к финалу.

3. Выстраивайте драматургию разговора. Уже на стадии придумывания вопросов определитесь с главной интригой, вокруг которой будет крутиться разговор. Беспорядочный набор даже самых остроумных вопросов очень скоро вызовет скуку у читателей.

Интрига может быть любой, но она обязательно должна соотносится с форматом того издания, для которого вы делаете интервью.

Допустим, вы пишите для самого желтого издания. И вам предстоит взять интервью у Людмилы Сенчиной. Главный вопрос, который интересует ваших читателей – была ли Сенчина любовницей секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова?

Интрига всегда предполагает, как минимум, три опорные точки.

- Постановка интриги. Вы должны задать вопрос, который открывает интригу. Здесь вы, например, сообщаете читателям, что в те времена ходили упорные слухи об амурных связях Сенчиной с Романовым. Она, конечно, ответит, что это всего лишь слухи. Но интрига затеяна. Дальше идет разговор на другие темы.

- Некий спор вокруг интриги. В середине вы вбрасываете ряд фактов, которые косвенно свидетельствуют о существовании каких-то чувств. Например, Сергей Захаров считает, что его посадил именно Романов, приревновавший певца к Сенчиной.

- Развязка интриги. В конце интервью должен быть подведен некий итог, и интрига должна быть закрыта. То ли певица окончательно развеет слухи, то ли признается , да, мол, было дело. Для драматургии интервью это не важно.

Сами вопросы в разговоре не обязательно задавать в таком порядке. Их лучше перетасовать и чередовать с безобидными. Особенно если тема скользкая.

4. Никогда не опаздывайте на интервью, особенно если это интервью с известным человеком.
Приходя позже оговоренного часа, вы тем самым в циничной форме выражаете неуважение к своему будущему собеседнику. А звезды – они обидчивые. Кроме того, у человека на этот день могут быть назначены и другие дела. Опоздание сократит время, отведенное вам на интервью.

Илья Рахлин
Илья Рахлин
Однажды одна наша известная журналистка должны была взять интервью у легендарного руководителя Петербургского мюзик-холла Ильи Рахлина. Мне же на этом мероприятии предписывалась роль фотокорреспондента.
На беду, журналистка опоздала на полчаса.

Рахлин просто кипел от злости. Когда, наконец, началось интервью, он с каменным лицом стал отвечать на все вопросы односложно. Да, нет, не знаю.
В конце мне с большим трудом удалось выдавить из него улыбку, чтобы сделать хотя бы одну фотографию. Конечно, материал получился отстойным.

5. Не бойтесь собеседника, кем бы он ни был.
Поверьте, он сам вас боится. Предстать перед прессой это все равно, что выступать перед переполненным стадионом. Если бы вы знали, как он тщательно брился и подбирал костюм для этой встречи.

6. Никогда не начинайте задавать вопросы с места в карьер.
В начале любого разговора двух не знакомых друг с другом людей всегда присутствует скованность и напряжение. Интервью здесь не исключение. Постарайтесь сначала наладить с человеком контакт.

Александр Розенбаум
Александр Розенбаум в своем кабинете
Методов тут много. Например, если дело происходит в квартире или в кабинете интервьюируемого, осмотрите обстановку. Задайте вопрос про какую-нибудь попавшуюся на глаза книгу, картину, фотографию.

Стоило Александра Розенбаума перед интервью спросить про чучело волка в его кабинете, как он сразу наполнился гордостью. Тут же рассказал, как самолично добыл этого волка. Мы, конечно, ахали, охали, округляли глаза. По всему было видно, что ему это нравится.

Можно перед интервью рассказать какую-нибудь короткую смешную историю, желательно, хотя бы косвенно относящуюся к герою.

7. Никогда не задавайте провокационных вопросов или вопросов, которые могут не понравиться собеседнику, в начале интервью.
Отложите их на самый конец. Первую часть разговора лучше посвятить вхождению в доверие и налаживанию контакта. Можно даже задавать вопросы, которые заведомо не войдут в статью, но понравятся вашему собеседнику.

8. Разговаривая с собеседником, хотя бы делайте вид, что внимательно его слушаете.
Не зевайте, не смотрите рассеянно по сторонам. Не перебивайте на полуслове. Показывайте свою заинтересованность разговором. Улыбайтесь на шутки. Эмоционально реагируйте.

Александр Невзоров
Александр Невзоров дает интервью
Есть люди, для которых это очень важно. Например, Александр Невзоров в процессе интервью после каждой шутки или придуманной им эффектной метафоры внимательно смотрит на то, как человек реагирует. Увидев, что его фигура речи по достоинству оценена, он с упоением продолжает разговор. А вот при отсутствии реакции сразу гаснет.

Психологи называют это состояние раппортом. Если вы научитесь его поддерживать, вам откроются такие тайны, до которых не смогли докопаться десятки более матерых журналистов.

Способствуют раппорту отзеркаливание позы и жестов вашего собеседника. Использование тех же слов и терминов, которые употребляет он. Хорошо также подстраивать под собеседника интонации и тембр голоса. Но все это уже высший класс интервьюера.

9. Когда берете интервью, не записывайте слова собеседника в блокнот.
Некоторые журналисты этим грешат. Говорят, якобы, легче потом расшифровывать запись. Но вид пишущего человека не способствует задушевным беседам. Пользуйтесь диктофоном. Изображайте лучше из себя слушателя.

10. Еще лучше не делать вид, а внимательно слушать ответы собеседника.
Иногда случайная оговорка, невпопад сказанная фраза и даже интонация дает возможность задать вопрос, который потянет за собой малоизвестный пласт биографии героя.

К сожалению, не все журналисты реагируют на такие вещи должным образом. Однажды Виктор Ильин – тот самый младший лейтенант, который 1969 году стрелял в Брежнева, а попал в машину космонавтов, - обронил в разговоре с нашим журналистом фразу, что Брежнев во время покушения был в машине, ехавшей сразу за космонавтами.

Но по официальной версии, КГБ, узнав об исчезновении офицера с оружием из части, заранее вывел машину генсека из кортежа. И Брежнев въехал в Кремль через другие ворота.
Стоило обратить внимание на это несоответствие и, возможно, нам открылась бы одна из тайн истории. Но журналист пропустил эти слова мимо ушей.
Почему Ильин считает, что Брежнев был в одной из тех машин, по которым он стрелял? На этот вопрос мы так и не узнали ответа.

В другом случае, я и еще один журналист обсуждали в Пулковской обсерватории с астрономами постоянно муссируемую в определенных СМИ версию о фальсификации американской лунной программы «Аполлон».

Один из собеседников вдруг заявил, что знаком с человеком, который точно знает, были ли американцы на луне. Журналист никак не отреагировал на эти слова. А я после завершения разговора подошел к этому человеку и попросил рассказать более подробно.

В результате я получил номер телефона, по которому позже связался с академиком Молотовым, руководившим секретной операцией по прослушке космических кораблей «Аполлон». И написал об этом статью. ( "Были ли американцы на Луне")

11. Оппонируйте собеседнику.
Нет ничего скучнее разговора двух людей, которые во всем друг с другом согласны. Но при этом не стоит переходить черту, превращающую вас в идеологического врага. Пусть это будет со стороны выглядеть легкой дружеской дискуссией. Интервью от этого только выиграет.

12. Поменьше говорите о себе и своем видении предмета разговора. Если, конечно, собеседник вас об этом не попросит. Вы берете интервью у него, и ваша задача выявить его взгляды на мир, а не навязывать читателю собственные.

13. Никогда не высказывайте критических замечаний в адрес собеседника от своего лица.
Хвалить от себя можно, критиковать – нельзя. Лучше сказать так: «А вот такой-то товарищ договорился до того, что назвал ваш фильм не произведением искусства, а дешевой поделкой». Желательно сопроводить это высказывание улыбкой.

14. Никогда не берите у человека, которого вы интервьюируете, автограф.
Не просите вместе с ним сфотографироваться. Это крайне непрофессионально. Какой бы звездой он не был, вы должны демонстрировать своим поведением, что тоже не лыком шиты. Что вы сами - звезда журналистики. Конечно, это не должно выливаться в панибратство или хамство. Просто покажите, что вы сами себя уважаете. Любому человеку приятнее давать интервью журналисту - профессионалу, а не девочке – практикантке, заглядывающей ему в рот.

Как-то раз я зашел в перерыве концерта Юры Шатунова в его гримерную, чтобы сделать несколько фотографий. Возле его двери суетилась толпа девушек. Каждая из них мечтала увидеть своего кумира вблизи, взять автограф или просто до него дотронуться.

Шатунов с трудом вытеснил поклонниц за дверь и с усталым видом вопросительно посмотрел на меня. Я кивнул на дверь и спросил: «Достали?»
Шатунов в ответ молча провел ребром ладони по горлу.

Но в отношении ко мне резко переменился. Он безропотно выполнил все, о чем я его просил. Уверен, если бы я не отстроился от его обожателей и в их манере начал о чем-то просить, то оказался бы вместе с ними за дверью.

15. Соотносите стиль интервью с тем временем, которое на него отводится.
Если вам даны на интервью только 15 минут, не заводите разговор про детство и отрочество персонажа.

Марк Захаров перед интервью
Марк Захаров перед интервью
В своей книге "Кисло-сладкая журналистика" Матвей Ганапольский рассказывает, как он выгнал провинциальную журналистку, которая при ограниченном времени интервью, хотела поиграть с ним в слова-ассоциации.

Иногда такое "непопадание" в ситуацию случается не только по вине журналиста, но и по воле случая.
Однажды я договорился с Марком Захаровым на 30 минутное интервью перед репетицией. Но у него возникли срочные дела, в результате чего, на беседу осталось 10 минут. Не успев перестроиться, я стал задавать ему подготовленные дома вопросы, но по выражению его лица понял, что совершил большую глупость. Исторические экскурсы явно не вписывались в формат столь короткой беседы. Пришлось менять планы на ходу.

Но этот рассказ уже относится совсем к другой теме. "Что делать, когда план интервью рушится". В результате той встречи с Марком Захаровым получилась статья "Магия Ленкома" .

16. Старайтесь продлить разговор, насколько это возможно.
Часто приходится слышать мнение, что профессиональный журналист должен заканчивать интервью сразу после окончания отведенного ему времени. Не могу с этим согласиться.

Главная задача журналиста сделать интересный материал, а не заработать репутацию пунктуального человека. Обычно звезды сильно ограничивают журналистскую братию во времени. А хочется задать еще много вопросов.

Я считаю, что не будет большой бедой, прибегая к различным хитростям, прихватить еще десяток – другой минут. Можно, например, под конец разговора коснуться какой-то актуальной для собеседника темы. Он сам не заметит, как пролетят лишние полчаса.
В момент, когда собеседник начинает смотреть на часы, хороши также пассажи, наподобие: «теперь в заключение последние два вопроса».

17. Используйте прием Гайдая.
Очень часто звезды соглашаются на интервью при условии, что окончательный текст будет согласован с ними.
Но магия разговора иногда побуждает их сказать что-то «лишнее». Вычитывая готовую статью, они норовят вычеркнуть эти откровения, убивая иногда самые смачные кусочки вашего текста.

Композитор Исаак Шварц
Композитор Исаак Шварц дает интервью
Рекордсменом в этом плане был Исаак Шварц. Он увлеченно рассказывал самые невероятные истории, давал характеристики своим коллегам, но методично вычеркивал все это на стадии редактирования, бормоча себе под нос: «Ну, об этом писать нельзя!», «На это Японцы обидятся, будет международный скандал».
Однажды от трехчасового интервью он не оставил вообще ничего. Не набралось даже материала на маленькую статейку.

Если вы чувствуете, что такого рода проблемы могут возникнуть, используйте метод Гайдая. Он насыщал свои фильмы заведомо непроходными сценами и воевал с цензорами за каждую из них. В конце, он соглашался вычеркнуть те сцены, которые ему и не были нужны. А те, которые хотел сохранить, отвоевывал.

Звезды в интервью часто рассказывают журналистам какие-то вещи, предупреждая, что это не для печати. Можете вставить эти кусочки в статью, чтобы потом под натиском звезды их вычеркнуть. Это улучшит ваши шансы отвоевать какой-то интересный кусок.


Итак, у нас получилось 17 правил успешного интервью. Почему 17? Куда красивее 10 или 15. Но не сокращать же количество советов ради того, чтобы их общее число делилось на 5!

Если у вас есть свои секреты в деле интервьюирования, добавляйте их в комментарии. Будет интересно почитать.

А как придумать броское название для статьи с вашим интервью мы уже разбирали здесь: "Заголовок от кутюр".



Валерий МИШАКОВ











Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова