Вспоминать этот славный боевой эпизод наши летописцы не слишком-то любили и в прежние времена. Вероятно, им хорошо было известно единодушное мнение западных историков: торпеды ударились в борт "Тирпица" лишь в воображении капитана
Лунина.
|
Капитан Николай Лунин |
Возвращаться в очередной раз к этому давнему спору у меня не было ни малейшего желания. Так как ветераны-подводники всегда очень болезненно реагируют на любую попытку усомниться в тех или иных свершениях своих боевых друзей. А расстраивать их в канун 60-летия Победы — не слишком красиво.
Но авторы нового сериала о трагической судьбе каравана «PQ-17», показ которого не так давно завершился по Российскому телеканалу, не оставили иного выбора. Можно было понять молчание критиков, терпеливо наблюдавших пикулизацию военной истории, пока идеологический отдел ЦК КПСС, как говорится, стоял на страже. Кому хотелось заработать ярлык антисоветчика со всеми вытекающими отсюда последствиями? Но сейчас, когда на дворе XXI век, когда открыты военные архивы и опубликованы мемуары, безропотно сносить это издевательство над фактами и здравым смыслом нет никаких сил.
Хроника событий
26 июня 1942 года из Хваль-фиорда (Исландия) в направлении Мурманска и Архангельска вышел конвой «PQ-17». В его состав входили 36 транспортных судов, под завязку набитых танками, самолетами и прочей военной техникой. Сопровождали их 6 английских эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки и 2 корабля ПВО, которые должны были защищать этот ценный груз от атак авиации и субмарин противника. Чуть поодаль двигался отряд кораблей, состоящий из 4 крейсеров и трех эсминцев. Кроме того, на более значительном расстоянии конвой прикрывала мощная британская эскадра из двух линкоров, двух крейсеров, авианосца и двенадцати эсминцев. Таким образом, союзный караван охраняли настолько значительные силы флота, что, даже подпрыгнув выше головы, немцы едва ли могли рассчитывать на серьезный успех.
С 1 по 4 июля на конвой обрушилась целая серия ударов. Однако все атаки подлодок и бомбардировщиков люфтваффе были успешно отбиты. Потери минимальны.
Но вот наступил тот самый вечер 4 июля, над разгадкой тайны которого до сих пор ломают головы многие историки. В 21.11 боевое охранение каравана получило приказ оставить транспортные суда и следовать на соединение с основной английской эскадрой. При этом каравану было предписано рассеяться и двигаться в советские порты самостоятельно.
|
Линкор "Тирпиц" |
Попытки объяснить это абсурдное решение английского командования впоследствии привели к рождению двух основных версий. По первой из них (естественно, советской), англичане просто струсили. Узнали, что на перехват конвоя вышла огромная эскадра во главе с линкором
«Тирпиц», и драпанули. Но немецкий суперлинкор покинул свою стоянку только утром следующего дня. Неувязка! Да и англичане ни до этого эпизода, ни после в малодушных поступках замечены не были. При проводке конвоя «PQ-12», например, в аналогичной ситуации они упорно гонялись за флагманом германского флота, пока тот не спрятался в норвежских шхерах. А чего стоит знаменитый «новогодний бой», о котором у нас практически никогда ничего не писали!
31 декабря 1942 г. три британских эсминца, защищая суда конвоя JW-51B, встали на пути двух тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», сопровождаемых целой сворой миноносцев. Схватка была долгой и жестокой. Но моряки с Туманного Альбиона стояли насмерть. Многократный перевес немцев в силе не принес ожидаемого результата. Они получили серьезные повреждения и отступили, едва заметив подошедшую к англичанам подмогу. Гитлер был в бешенстве. Командующий флотом адмирал Редер подал в отставку.
Вторая версия более логична. Согласно ей, каравану была уготована роль наживки, на которую должен был клюнуть «Тирпиц».Британское адмиралтейство постоянно лелеяло мечту заманить в ловушку этого бронированного зверя, который, как дамоклов меч, висел над всеми арктическими перевозками союзников. Предполагалось, что линкор увлечется погоней за беззащитными транспортами, нагруженными оружием на сумму 700 миллионов долларов, и потеряет осторожность. А в это время армада английских кораблей отрежет ему пути к отступлению.
Но вернемся к нашей истории. 5 июля в 11.37 немецкая эскадра в составе линкора «Тирпиц», двух тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Хиппер», а также 9 эсминцев вышла из укрытия и пустилась на перехват конвоя «PQ-17». Ближе к вечеру, огибая остров Игней, она оказалась в водах, где несла дежурство подводная лодка
«К-21» под командованием
капитана второго ранга Николая Лунина.
Из вахтенного журнала «К-21»
|
Подлодка К-21 |
В 16.32 командир «К-21» Николай Лунин услышал отдаленные шумы и пошел им навстречу.
17.23 — Лунин увидел огромное соединение боевых кораблей противника, идущее противолодочным маневром на скорости 20 узлов. Лунин поднырнул под эсминец и оказался в самом центре волчьей стаи. Он постоянно маневрировал, пытаясь занять подходящую позицию для торпедной атаки на линкор «Тирпиц».
17.46 — носовые торпедные аппараты готовы для стрельбы. Еще немного — и цель будет в нужной точке.
17.50 — вражеская эскадра делает неожиданный поворот вправо. Все расчеты атаки теряют актуальность. Теперь надежда лишь на то, что удастся дать залп кормовыми аппаратами.
17.57 — «Тирпиц» подходит к углу упреждений. Расстояние до него 19 кабельтов (3,5 километра).
18.01 — залп четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины два метра. Интервал между пусками 4 секунды.
Через две минуты 15 секунд раздались два взрыва. Шумы винтов удаляются.
18.31 — лодка всплыла на перископную глубину. Видны верхушки мачт уходящей за горизонт эскадры. Слышны раскаты трех длинных взрывов.
Тут же Лунин приписал комментарий: «Полагаю возможным маневр миноносца с целью перехвата торпеды на себя и гибелью».
(Полная страница бортового журнала подлодки "К-21" за 5 августа 1942 года)
По его мнению, три последних длинных взрыва могли быть взрывами глубинных бомб на палубе погружающегося в морскую пучину немецкого корабля.
Когда в 19.09 подлодка всплыла на поверхность, горизонт был пуст. Лунин послал радиограмму командованию флота о встрече с немецкой эскадрой и торпедной атаке Тирпица.
Возвращение Лунина
|
Капитан Лунин |
К моменту возвращения «К-21» под командыванием николая Лунина на базу уже были известны сообщения разведки о том, что 6 июля вражеская эскадра замечена с воздуха. На скорости 10 узлов она возвращалась домой. Причем «Тирпиц» сопровождали только 7 эсминцев. На этом основании сначала командир бригады подводных лодок Виноградов, а затем и командующий Северным флотом Головко приняли решение считать атаку Лунина успешной.
В актив героя записали потопленный эсминец и поврежденный линкор «Тирпиц». Подобное толкование событий с политической точки зрения было безупречным. Ведь получалось, что советский подводник в одиночку спас караван «PQ-17» от неминуемого уничтожения. О подвиге советских моряков сообщил ТАСС. И весь мир поверил тогда в эту версию.
Холодный душ для капитана Лунина
Сомнения возникли уже после войны, когда к союзникам попали все уцелевшие документы почившего в бозе Третьего рейха.
Историки открыли вахтенный журнал линкора «Тирпиц» на странице за 5 июля 1942 г. и не обнаружили там упоминания ни о потерянном эсминце, ни о каких-либо повреждениях линкора, ни даже о самой торпедной атаке. Хотя в другие дни даже самые незначительные события отражены во всех подробностях. Налеты вражеской авиации, количество попаданий, повреждения, число погибших, выпущенные в ответ снаряды. Занесены даже факты наблюдения плавающих на поверхности мин. А о торпедах, попавших в бок Тирпица, — ни слова.
(Страница журнала боевых действий (КТВ) линкора "Тирпиц" за 5 августа 1942 г.)
Как рассказал нам историк Юрий Лебедев, долгое время изучавший немецкие архивы, данный эпизод не имеет отражения ни в одном официальном документе. Более того, ни один из участников похода не смог припомнить той самой атаки, за которую наша подводная лодка впоследствии была награждена орденом Боевого Красного Знамени. А ведь только экипаж «Тирпица» состоял из 2500 человек. Таким образом, для всех здравомыслящих специалистов стало очевидным, что Лунин промахнулся, а немцы даже не заметили его торпед.
Справедливые сомнения
Когда особенно ярые критики припирали Героя Советского Союза Николая Лунина к стенке, он в сердцах восклицал: «В конце концов, я же не утверждал, что торпедировал "Тирпиц"!» И это было правдой. Как вы заметили, в вахтенном журнале речи о попадании в линкор не идет, а перед предположением об уничтожении эсминца стоит волшебное слово «возможно».
Но что в таком случае означали взрывы, которые услышали наши подводники через две минуты после залпа?
Что касается уничтожения эсминца, то здесь все давно понятно. Как метко заметил один острослов, сейчас эта версия вызывает больший интерес у психиатров, чем у историков. Утаить от командования потерю крупного боевого корабля ни в Германии, ни в СССР, ни в любой другой стране просто невозможно. А если идет речь о северных морях, то здесь и вовсе не нужны никакие подсчеты. Адмирал Редер очень гордился тем, что, пока он возглавлял флот, на этом театре боевых действий не была потеряна ни одина крупная боевая единица.
Да и как вы себе представляете эту ситуацию? Предположим, какой-то из кораблей немецкой эскадры торпедирован и идет ко дну. Что в таком случае будут делать остальные? Вероятно, по крайней мере два миноносца остановятся. Один станет спасать тонущих моряков, другой приступит к бомбометанию, чтобы отпугнуть вражескую подлодку, притаившуюся рядом. Но ведь ничего подобного не произошло.
Кроме того, после потопления судна на поверхности моря остается масса следов. Обломки, мазутные пятна, шлюпки, плавающие люди. Об этом у Лунина ни слова. И где, в конце концов, вдовы и сироты погибших моряков? Да что там говорить — в Германии поименно известны все потерянные корабли, как, впрочем, и члены их экипажей.
А вы слышали, чтобы кто-то из наших ортодоксальных историков за шестьдесят с хвостиком лет хотя бы раз упомянул название пущенного на дно эсминца? Вот то-то и оно!
Разгадка атаки Лунина
И все же, что взрывалось в море после пуска торпед? Ответ на эту загадку мы, похоже, нашли в исторической справке о боевых действиях подводной лодки «К-21». Оказалось, что нечто похожее случалось с этой субмариной не раз.
Вот, например, записи от 12 ноября 1941 г. и 13 января 1942 г. (тогда Лунин еще не был командиром лодки). Их смысл сводится к следующему: увидели транспорт с охранением, вышли в нужную точку, дали залп, услышали взрывы. И все. Потом «К-21» возвращалась на базу, и ей засчитывали очередной потопленный транспорт.
Когда же стали доступны немецкие архивы, выяснилось, что суда невредимыми приходили в порт назначения. За попадания во всех случаях принимались разрывы глубинных бомб, сброшенных миноносцами, которые выходили в контратаку после обнаружения пенного следа от торпед. А вот 31 марта 1942 г. точно такая же ситуация, но подлодкой командует уже капитан Лунин. Естественно, тот же результат.
Таким образом, вырисовывается некая схема в действиях подводников.
Командованию докладывался факт атаки и несколько косвенных доводов одержанной победы. Дальше вышестоящие начальники сами решали, как трактовать эту информацию. Но поскольку в успешных операциях и красивых отчетах нуждалось любое ведомство, то толкование чаще всего было в пользу экипажа.
Если вы теперь сверите список наших побед со списком немецких потерь, то картина предстанет удручающая. Более половины свершений советских подводных асов не подтверждается документально.
Рекордсменом в этом смысле является И. В. Травкин, который заявил 13 побед. Начальство утвердило за ним только 7. А по данным немцев, он потопил всего один транспорт. Самым честным оказался Н. К. Мохов. Все заявленные им победы впоследствии подтвердились.
Такой подход к подсчету потопленных кораблей противника был удобен для всех. Поэтому в случае с «Тирпицем» дело пошло по накатанной колее. Вероятно, миноносцы либо заметили торпеды Лунина, либо просто время от времени производили профилактическое бомбометание. Взрывы их глубинных бомб и были приняты за разрывы торпед.
Впрочем, есть и другой возможный вариант. Сотрудник Музея Подводных сил России Александр Норченко сообщил нам, что во время войны у подводников всех стран были огромные проблемы с надежностью торпед. Они то взрывались, не доходя до цели, то не срабатывали даже при прямом попадании. Известно, что у немцев был целый скандал по поводу того, что почти половина пущенных торпед давала сбои.
Но почему же тогда «Тирпиц» повернул домой? Уж точно не из-за того, что испугался советской подлодки. Брат-близнец «Тирпица» линкор «Бисмарк», окруженный англичанами в водах Атлантики, выдержал попадание более 10 торпед и град снарядов главного калибра с линкоров «Родней» и «Кинг Джордж V». А затонул только после того, как оставшиеся в живых моряки сами открыли кингстоны, чтобы не сдать корабль врагу. Поэтому бронированный гигант в северных водах мог опасаться лишь одного — встречи с английской эскадрой.
Это подтверждает и
отчет Морского группового командования "Север" по операции "Ход Конем" .
Тем не менее, заслуга Лунина в благоприятном для конвоя «PQ-17» исходе дела все-таки есть. Немцы перехватили две радиограммы. Одну из них послал Лунин с «К-21», другую с английская субмарина, которая встретила «Тирпиц» несколькими часами позже (она, по-видимому, имела приказ адмиралтейства пропустить эскадру). Из этих донесений стало ясно, что местоположение кораблей известно противнику. Учитывая приказ Гитлера беречь крупные боевые корабли, адмирал Редер решил не рисковать.
Стоит ли говорить, что факт промаха наших подводников не может бросить тень на их героические действия в той ситуации. Они не задумываясь пошли на верную смерть, чтобы преградить путь врагу. Но попасть в боевой корабль, идущий на полном ходу, — задача архисложная. А при отсутствии соответствующего опыта - невыполнимая.
Что было потом
Из 36 судов каравана «PQ-17» в пункт назначения добралось лишь одиннадцать.
Герой Советского Союза
Николай Лунин зимой 1943 года стал командиром дивизиона подводных лодок. В марте 1944 года поступил в Военно-морскую академию. После войны вернулся на флот в чине контр-адмирала. В 1962 году ушел в запас. Умер Николай Лунин в декабре 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Подводная лодка «К-21» в сентябре 1954 года была выведена из боевого состава. 24 июля 1983 года она превращена в мемориальную подводную лодку. Сейчас она является филиалом Музея Северного флота в городе Североморске.
|
Перевернутый Линкор "Тирпиц" |
Линкор «Тирпиц» в сентябре 1943 года был серьезно поврежден английскими подводными лодками-малютками, проникнувшими в Каа-фиорд к месту стоянки линкора и установившими под его днищем мощные заряды.
12 ноября 1944 года после налета английских бомбардировщиков "Тирпиц" получил два прямых попадания супер-бомбами «Толлбой» (вес почти 5,5 тонны) и перевернулся возле острова Хаакой. После войны шведы закупили часть корпуса «Тирпица», изготовленного из высоколегированной броневой стали, и стали выпускать прекрасные лезвия для бритья.