Главная О себе Статьи Фотографии Теория Кинорубка

Главная > Статьи > Итоговый отчет об операции "Ход конем"





Итоговый отчет об операции "Ход конем"



Морское групповое командование «Север»

1) Из-за улучшения положения с топливом после PQ-16 перед Руководством войной на море был поставлен вопрос о разрешении операции против PQ-17 силами всех имеющихся надводных кораблей. Согласие было получено. Поэтому 4.6 командующий издал оперативный приказ 770/42, а ?? группы "Север" персонально устно разъяснил положение командующему флотом, 5 ВФ и Адмиралу Норвегии.

2) 28.6 после полудня и29.6 рано утром севернее СВ оконечности Исландии с воздуха были замечены по одному отряду из 1 ЛК и эсминцев или КРТ и ЭМ. Первые признаки PQ-17.

3) Первое сообщение о QP-13 дано 30.6 в 16.50 из квадрата АС4350, также с воздуха. По опыту прошлых конвоев, следовало думать, что англичане одновременно выслали и PQ-17, и он должен находится в районе южнее Ян-Майена. Воздушная разведка в этом районе в предыдущие дни сильно затруднялась туманом и плохой видимостью.

4) Перове сообщение о PQ-17 последовало 1.7 в 16.15 из квадрата АВ7160 от подводной лодки, вскоре данные подтвердили с воздуха и посредством радиоразведки. Состав был определен в последующие часы и дни как примерно 38 пароходов, 10-12 ЭМ и СКР. Крейсера сначала не заметили, но его присутствие предположили и позже оно подтвердилось. Скорость давалась как 8 уз. Тронхеймская группа тут же получила приказ с 12.00 2.7 иметь 3-часовую готовность.

5) 1.7 в 16.50 с воздуха был замечен отряд вражеских тяжелых кораблей – 1 АВ, 3 ЛК, 6 КР, 3 ЭМ и 3 СКР, в квадрате АЕ3700, на курсе ЮВ.

6) Из сообщений пп. 2-5 следовало, что англичане придерживались привычной схемы, т.е. прохода обоих конвоев примерно от 3гр. в.д. (?непонятный пассаж), сильное охранение у PQ, тяжелая группа сначала держится в 300 мм южнее.

7) Большая часть находившихся в районе ЮВ Ян-Майена 9 подлодок быстро установила контакт с конвоем и постоянно держала его с небольшими перерывами, так что, несмотря на преимущественно туманную погоду и потому весьма неполную авиаразведку, в этой фазе позиция конвоя постоянно была известна с достаточной точностью. Скорость в 8 уз. была подтверждена радиоразведкой.

8) Вражеские силы прикрытия 2.7 замечены не были, исключая "средние корабли" в Рейдар-фьорде (Исландия). Там вероятно пополняли топливо крейсера и ЭМ, в то время как тяжелая группа стояла в море восточнее.

9) 2.7 положение, вследствие данных из пп. 5-7 и несмотря даже на отсутствие докладов о тяжелой группе в этот день (п. 8), казалось настолько ясным, что выход на "Ход конем" был совершенно логичным. Для начала операции предусматривалось пересечение конвоем долготы 5гр. восточной, ее конвой должен был пройти вечером 2.7. Поэтому от Руководства войной на море 2.7 еще до полудня было испрошено разрешение на отдачу кодового слова для выхода и таковое получено. Выдано в 12.57 2.7.

10) Выход (тронхеймской группы в Гимсёстраумен, нарвикской группы в Альта-фьорд) врагом не замечен. ЛЮТЦОВ в Тьельд-сунде коснулся грунта, выбыв из операции, остальной отряд из-за тумана немного опоздал. ЛОДИ, РИДЕЛЬ, ГАЛЬСТЕР коснулись грунта в Гимсёстраумен, тоже выбыли. Пополнение запасов топлива у обеих групп прошло по плану.

11) 3.7 рано утром тяжелая авианосная группа была замечена в квадратах АВ7900 – AF1300. Дистанция от конвоя – 300-350 мм. Т.к. до вечера 3.7 не было оснований предполагать, что противник узнал о выходе наших кораблей, сложились все предпосылки для проведения "Хода конем", тем более, что погода достаточно улучшилась, чтобы ожидать хорошей авиаразведки. Запрошенное разрешение на отдачу кодового слова, однако, не было дано SKL по решению фюрера, однако перебазирование тронхеймской группы в Альта-фьорд было разрешено. Таким образом, если бы разрешение на выход было отдано до полудня 4.7, было бы потеряно всего несколько часов. Перебазирование было проведено начиная с вечера 3.7 без особых событий. ЭМ в Альта-фьорде снова пополнили запасы топлива. Отряд находился в 3-часовой готовности.

12) В 22.00 4.7 между тем было доложено, что находившиеся около конвоя 4 КРТ замечены в квадрате АС1630 отходящими СЗ курсом. 5.7 авианосный отряд обнаруживался с 06.45 до 08.00 в кв. АВ2400, по видимому, ходящим туда-сюда. Расстояние от конвоя примерно 450 мм. До полудня 5.7 вырисовывалось следующее положение врага: положение конвоя известно, он видимо рассеян под воздействием атак с воздуха и из-под воды. Крейсерская группа из-за возможности потерять тяжелый крейсер отведена на запад, так как видимо, воздушная и подводная угрозы показались слишком велики. Тяжелая группа держалась намного западнее о. Медвежий, используя для маскировки расположенные там области тумана. Расстояния от конвоя (450 мм) и от Нордкапа (450 мм) настолько велико, что при незамеченном выходе наших кораблей к конвою и быстром течении боя никакой особенно опасности не было. Командующему флотом было бы сообщено о приближении и он имел бы достаточно времени, чтобы отвернуть. В общем и целом вылазка 5.7 считалась менее благоприятной по сравнению с 4.7, так как расстояние увеличилось и поле предстоящего боя находилось значительно восточнее Нордкапа, вследствие чего при возвращении расстояние до несомненно пошедшей навстречу вражеской тяжелой группы будет быстро уменьшаться. Риск, однако, был приемлемый.

13) Поэтому перед полуднем 5.7 было снова запрошено разрешение на вылазку. Так как последним сроком считалось 17.00 5.7, чтобы вылазка достигла цели до подхода конвоя к русским прибрежным районам, командующий флотом предусмотрительно дал приказ заранее выйти из Альта-фьорда. Если бы разрешение не было дано, комфлота, выйдя из Альта-фьорда, немедленно бы отправился назад в Вест-фьорд. Однако разрешение было получено своевременно и в 11.37 дано кодовое слово. Одновременно управление подлодками передавалось группе "Север".

14) Выход из шхер был сделан по возможности восточнее, а именно у Нордкина, так как нужно было считаться с подлодками, сторожившими выходы. Соответственно, следовало добиться, чтобы сообщение от вражеской ПЛ пошло как можно позже. Считалось, что открытые воды будут достигнуты примерно в 18.30.

15) В 20.06 пришло сообщение от радиоразведки о том, что флот замечен вражеской ПЛ в 17.00 в квадрате АС7219 на курсе 45гр. Немного позже пришло сообщение о том, что вражеская ПЛ заметила его в 18.16 в кв. АС7350 на курсе 80гр. Из обоих этих сообщений следовало, что комфлота вышел не у Нордкина, а у Рольвсё. Ранняя демаскировка операции и направления движения были очевидны их обоих донесений ПЛ. С 19.45 враг систематически и на всех волнах глушил радиопередачи, так что передавать приказы стало очень трудно. Длинные волны и КК Норвегия (?) были привлечены к передаче приказов.

16) Теперь вырисовывалось следующее положение:
Тяжелая вражеская группа в 20.00, как предполагалось, все еще находилась в позиции из п. 12. Группа КРТ, которая ранее находилась около конвоя и была замечена 4.7 вечером уходящей на СЗ (п. 12), была 5.7 в 17.45 в кв. АВ2890 замечена сначала на курсе З, потом СЗ, и до 20.10 с ней был контакт, до тех пор пока она не пропала в тумане. С учетом того, что вражеский отряд для задействования против нашего отряда самолетов с авианосца должен приблизиться примерно на 200 мм, и что из-за боязни немецких ВВС так близко к побережью он не приблизится, вылазка может продолжаться с 20.00 еще до 01.00 6.7, чтобы отряд ко времени прибытия авианосных самолетов снова находился под прикрытием истребителей (около Нордкапа). Однако этого времени больше не хватало для перехвата ушедшего слишком далеко на восток и совершенно рассеявшегося конвоя, хотя отдельные пароходы, пытающиеся прорваться в Мурманск в одиночку, могут быть перехвачены. Этого по причинам психологического свойства хотелось экипажам. Потому, несмотря на небольшие перспективы на успех, был послан соответствующий запрос в SKL. Разрешение не было дано из-за наличия авианосной группы и, так как конвой к тому времени был сильно потрепан и рассеян, слишком маленькие перспективы на успех не соответствовали имеющемуся риску.

17) Поэтому в 21.32 командующему флотом был отдан приказ прервать операцию, и вернуться через район Нордкина, затем по шхерам до Вест-фьорда. Управление подлодками тут же было возвращено Адмиралу С-Ло, как и управление флотом от пункта S1 (Нордкин). Флот ненадолго зашел для еще одного пополнения топливом в Альта-фьорд.

18) Поданный оттуда запрос командующего флотом снова выйти против конвоя пришлось отклонить, так как из 38 пароходов к тому времени 27 было вероятно потоплено, а остальные разбрелись в большой области юж. Земли Франца-Иосифа, зап. Новой Земли, и уже не являлись целью для флота.

19) Возвращение Флота из Альта-фьорда в Вест-фьорд прервано из-за тумана у Арнё. Как только перебазирование было продолжено, отряд был замечен английским самолетом, но он доложил о месте искаженные данные, и все осталось без последствий. АВ, как предполагалось, находился поблизости, так как ПЛ Маркса 6.7 в кв. АВ1635 заметила авианосный самолет. Наш отряд без происшествий прошел через Гимсёстраумен/Тьельд-сунд (броненосец) в Нарвик.

20) Тяжелая вражеская группа была замечена 8.7 в 05.05 в кв. АЕ9500 входящей в порт.

21) Выводы:
Операцию пришлось прервать из-за раннего обнаружения противником. Утверждалось, что даже при такой далеко находящейся вражеской группе прикрытия успех операции возможен только в том случае, если выход остается незамеченным, или же придется сильно рисковать. Последнее в нашем теперешнем положении не соответствует выданным указаниям, первое легко осуществимо путем изменения места выхода из шхер и быстрым отходом подальше от берега – так и стоит попытаться сделать. Также возвращающаяся в обозримом будущем темнота облегчит незаметный выход.

Тем не менее, прекращение операции было обидным. По выданным от фюрера основаниям оно был тем более очевидно и полностью оправдано, так как полный успех против конвоя был достигнут и без использования ценных кораблей. Частичное проведение вылазки могло привести к воздушному удару, в случае если бы якобы шедшие в Мурманск 3 парохода не были перехвачены на этом курсе.

Возможность позитивного успеха путем выхода на операцию состоит в полном роспуске конвоя на том основании, что были замечены наши тяжелые корабли, что облегчило уничтожение пароходов самолетами и подлодками.

В проекте подписано Карльс
Для ГМК "Север"
Начальник штаба
<подпись>

Вот как этот отчет выглядит в подлиннике:

Отчет об операции Ход Конем


Отчет об операции Ход Конем


Отчет об операции Ход Конем

Главная | О себе | Статьи | Фотографии | Теория творчества | Кинорубка

Copyright © Valery Mishakov   Email:  mishakov@inbox.ru
Сайт Валерия Мишакова